Х.ИСМАЙЛОВА, Р.ОРУДЖЕВ
На прошлой неделе мы стали свидетелями очередного скандала в оппозиционном лагере. Невинное, на первый взгляд, заявление лидера “Мусават” Исы Гамбара стало причиной негодования почти всех, кому было адресовано. Он предложил оппозиции собраться и определить единого кандидата в президенты.
До президентских выборов еще далеко, но определение единого кандидата – задача сложная, поэтому поспешность лидера “Мусават” объяснима. Правда, вызвала некоторые сомнения искренность башкана, так как сам Иса Гамбар в недалеком 1998 году отказывался пойти на уступки в этом вопросе лидеру национально-освободительного движения Эльчибею. Выразили свои сомнения и лидеры партий, кого главный мусаватист призывал объединиться.
Как оказалось, все усмотрели в этом призыве желание не просто объединить оппозицию, а объединить ее вокруг себя. Скептицизм адресатов оказался вполне оправданным, что стало ясно после второго обращения, исходящего из руководства “Мусават”. На этот раз зампред “Мусават” Рауф Арифоглу, комментируя призыв башкана, предложил оппозиционерам все же определить, с кем они: с Гейдаром Алиевым или Исой Гамбаром. Крылатая фраза Джорджа Буша: кто не с нами, тот против нас в интерпретации Рауфа Арифоглу еще больше настроила политиков против затеи И.Гамбара.
Ильгар Мамедов, зампред АМИП:
– Через неделю станет видно, для чего это предложение делалось. Мы в общем-то в целом позитивно отнеслись к этому предложению, потому что оно соответствует общему направлению нашей деятельности, которая нацелена на создание широкой коалиции правоцентристских политических сил. Но нас немного смущает, что это предложение может быть использовано в отрицательных целях, чтобы посеять новые семена вражды внутри оппозиции. Что касается первичных выборов, все прекрасно помнят, каким словом обозвал тот же Р.Арифоглу организаторов первичных выборов внутри “Мусават”. Не везде такие выбора работают успешно. Поэтому мы заявили, что если мусаватисты изобрели какую-то особую систему, которая преодолевает эти препятствия, то пусть они поделятся с нами. Если же они хотят провести выборы наподобие тех, кого однажды Р.Арифоглу уже обозвал неприличным словом, то таких выборов нам не надо.
Зампред ЛПА Эльхан Аббасов:
– Всем известно, для чего это делается, и эти разговоры к хорошему не приведут. Хотя раньше наша партия уже заявляла, что готова ко всем шагам по объединению оппозиции. Мне лично неприятно заявление Арифоглу.
Зампред ПНФА Фуад Мустафаев:
– Во-первых, перед нашей партией такой выбор не стоит, поскольку мы со своими союзниками чувствуем себя достаточно сильными, чтобы претендовать на ведущую роль в азербайджанской политике. Что касается того, как ставит вопрос функционер “Мусават”, здесь есть о чем задуматься. Дело в том, что всем уже ясно, что эти предложения “Мусават” носят пропагандистски-популистский характер. Для того чтобы вся оппозиция выступала в качестве единой силы, нужна простая вещь – сделать отношения между всеми партиями союзническими. Без этого ничего не получится.
Но, к сожалению, те противоречия, что существуют между оппозиционными партиями в большей степени были инициированы самой “Мусават”. …Сегодня стало ясно, что все эти предложения носят чисто пропагандистский характер, поскольку есть социальный заказ интеграционному процессу внутри оппозиции. “Мусават” виновна в расколе оппозиции, и, чтобы избежать ответственности, выдает себя за радетеля единства. И после этого звучит шантаж, типа, либо вы будете объединяться вокруг “Мусават”, либо вы на стороне Г.Алиева. То есть объявляется новый этап “охоты на ведьм”.
Муталлим Рагимли, зампред “Адалят”:
– Выдвижение единого кандидата от всей оппозиции – не частное дело И.Гамбара. “Адалят” еще раньше заявляла, что для выдвижения единого кандидата необходимы первичные выборы, но отношение “Мусават” к этой практике на прошлых парламентских выборах показало, что нельзя ожидать от нее следования законам и демократическим принципам. Кстати, Р.Арифоглу во время таких выборов внутри “Мусават” уже высказывал свои опасения. А его нынешнее высказывание, по поводу необходимости сделать выбор между И.Гамбаром и Г.Алиевым, не выдерживает никакой критики с позиций демократии. Единым кандидатом от оппозиции должен стать человек, не замешанный в коррупции или не сумевший реализовать свой политический потенциал будучи у власти.
Айдын Гулиев, секретарь ДПА:
– Наше отношение к этому вопросу мы выразили еще несколько месяцев назад. Тогда ДПА заявила, что это не только не приведет к объединению оппозиции, а напротив, разъединит этот фронт. Насчет мысли Арифоглу – мы не считаем, что находимся перед таким выбором, потому что у нас есть свой кандидат, имеющий достаточно шансов на победу над всеми остальными кандидатами. …Словом, реакция лидеров оппозиции показывает, что об объединении в этом лагере говорить пока рано. Впрочем, эта реакция, учитывая состояние отношений между “Мусават” и другими оппозиционерами, была прогнозируема. Зачем же тогда опытный политик в лице Исы Гамбара не предвидел результат и не начал свою миссию с попыток консолидировать и подготовить оппонентов к такому обращению?
В качестве первого шага, например, можно было бы начать с присоединения к массовым акциям, инициированным другими партиями. Например, не так давно на такой призыв ДПА мусаватисты ответили отказом. Иса Гамбар в интервью “Туран” заметил, что реакция партий на его предложение пока лишь предварительная. Тем не менее она показала удручающее положение “Мусават”.
Как оказалось, ни одна из ведущих партий союзничать с И.Гамбаром не согласна. Причем причина такого отношения не непопулярность процессов консолидации. Например, дружелюбие по отношению друг к другу выказывают либералы и демократы. А ПНФА и АМИП и вовсе готовы заключить союз с определением единого кандидата. Выходит, у мусаватистов появился серьезный повод пересмотреть свои отношения с другими партиями.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год