Внешние силы заставят Армению сдать территории Азербайджана

НУРАНИ

Уже сегодня все фигуры на “карабахской” доске задвигались с почти кинематографической скоростью. В ходе состоявшегося в Стокгольме “европейского саммита”, судя по сообщениям агентства “Медиамакс”, карабахская тема обсуждалась на российско-французских переговорах. Во всяком случае, согласно поступающим сообщениям, на встрече в Париже положение дел в Карабахе обсуждали Владимир Путин и Жак Ширак.

Известно также, что за несколько дней до европейского саммита карабахская тема затрагивалась на переговорах, которые вел с министром иностранных дел Франции Юбером Ведрином и президентом Жаком Шираком секретарь Совета безопасности России Сергей Иванов, являющийся, как полагают многие эксперты, “персоной номер два” в московских коридорах власти. Москве и Парижу, без сомнения, есть что обсудить.

Публикация в печати Азербайджана и Армении документов Минской группы в лучшем случае “просто” взвинтила страсти до критической черты, в худшем – сделала невозможным продолжение переговоров в прежнем формате, и две страны-сопредседателя не могут остаться к этому факту равнодушными. Плюс ко всему встреча в Ки-Весте – это еще и заявка США на продолжение своей посреднической миссии. Как того и следовало ожидать, в Вашингтоне не стали отдавать переговоры по Карабаху “на откуп” Франции и России.

В свою очередь министр иностранных дел Армении Вардан Осканян, как уже сообщала наша газета, побывал в США, где провел переговоры с госсекретарем Колином Пауэллом и советником президента по вопросам национальной безопасности Кондолизой Райс, что напоминает попытку “разведать обстановку” накануне встречи.

В самом деле, обращение госсекретаря Колина Пауэлла к конгрессу штата Мэриленд с призывом отказаться принимать резолюцию по “армянскому геноциду” особого оптимизма ереванским политикам не внушает. И, возможно, именно в том, что на сей раз встреча пройдет не во Франции, признавшей “геноцид”, и не в России, имеющей с Арменией военный договор, а в США, и следует искать причины заявления Роберта Кочаряна, что, мол, потенциал личных встреч президентов почти исчерпан, и теперь следует ожидать предложений Минской группы ОБСЕ (куда, напомним, входят и Россия, и Франция). Как, кстати, и его инициативы по “дополнению” встречи президентов в США их рандеву в Москве.

В те же дни бюро партии “Дашнакцутюн” выступило с обращением к… госдепартаменту США, где призвало американское внешнеполитическое ведомство “воздержаться от попыток вмешательства в пользу Азербайджана”. По мнению дашнаков, “соглашение по Карабаху должно предусматривать либо воссоединение Карабаха с Арменией, либо признание его независимости”. Тут, впрочем, нельзя исключать, что, кроме названного адресата, а именно госдепартамента США, у обращения есть и неназванный – президент Армении.

Сегодняшнее положение Роберта Кочаряна трудно назвать устойчивым, и дашнаки – одна из немногих политических сил, на чью поддержку он мог бы рассчитывать. Более того, они в сегодняшней Армении де-факто играют роль “партии власти”. И обращение “Дашнакцутюн”, оформленное, как призыв к американским дипломатам, в реальности еще и очерчивает рамки, за которые не может выйти президент Армении.

Куда откровеннее дашнаков ведут себя лидеры оппозиционных политических сил Армении. Так, глава парламентской фракции “Оринац Еркир” Артур Багдасарян предложил после встречи президентов Армении и Азербайджана во Флориде провести парламентские слушания по карабахской тематике, а попутно еще и призвал к роспуску Национального собрания Армении. Представитель “Национально-демократического союза” Армении Филарет Берикян же заявил, что армянские политические силы должны занять жесткую позицию в карабахском вопросе.

В Ереване заявили о себе и суперрадикалы. Согласно сообщению субботнего номера ереванской газеты “Азг”, в Армении появилась инициативная группа “Защита освобожденных территорий” (“освобожденными территориями” там называют прилегающие к Нагорному Карабаху районы Азербайджана, оккупированные армянскими войсками. – Ред). В распространенном заявлении указывается, что “армянство не говорит с врагом и миром с позиций народа, добившегося успеха на ратном поле”.

По их мнению, “освобожденные территории являются неотъемлемой частью родины, для государства Армения они имеют неоценимое стратегическое значение и никогда не могут стать предметом торгов”. Документ подписан академиками Рафаелом Казаряном, Ленсером Агаловяном и еще шестью бывшими и нынешними должностными лицами. В нем утверждается, что внешние силы “нас заставляют сдать освобожденные территории”. Выразив свою поддержку властям в противодействии этому давлению, подписанты обещают в случае “пораженческого поведения” стать радикальной оппозицией.

Ну а “министр иностранных дел НКР” Наира Мелкумян вчера заявила, что переговоры во Флориде ни к какому результату не приведут, так как “Карабах не принадлежит Азербайджану”. Как бы то ни было, ситуация в Армении во многом напоминает события осени 1997 года, предшествовавшие отставке Левона Тер-Петросяна.

Призыв тогдашнего президента Армении к компромиссу вызвал волну обвинений власти в “предательстве” и – одновременно – целую лавину “обращений” “защитников Карабаха”. В Ереване тогда даже состоялся “общеармянский форум” под лозунгом “Нет Армении без Арцаха, нет Арцаха без Армении”. А закончилось все, как известно, отставкой президента Армении, резким ужесточением позиций Еревана и срывом переговоров. От находящегося под столь внушительным прессингом Роберта Кочаряна вряд ли стоит ожидать хоть сколько-нибудь конструктивного поведения.

И поэтому не удивляет то, что министр иностранных дел Азербайджана Вилаят Гулиев заявил, что ожидать от встречи президентов во Флориде даже подписания совместной декларации не стоит. Между тем нельзя не заметить и другого. Сегодня с визитом в Грецию по приглашению своего коллеги Акиса Цохадзопулоса отбывает министр обороны Армении Серж Саркисян. Как сообщили агентству “Медиамакс” в управлении информации и пропаганды Минобороны Армении, в ходе визита пройдут встречи Саркисяна с военным и политическим руководством Греции, а также с армянскими курсантами, проходящими обучение в Академии сухопутных войск Греции.

Основной же целью визита в Минобороны Армении назвали рассмотрение хода реализации армяно-греческого военного сотрудничества и его перспектив. В частности, С.Саркисян обсудит в Греции возможности расширения сотрудничества в военно-образовательной сфере, а также в деле формирования в составе вооруженных сил Армении подразделения, предназначенного для участия в миротворческих операциях.

Стороны обсудят также вопросы реализации совместных программ оборонного значения. Уровень сотрудничества Афин и Еревана известен – даже собственный съезд армянская партия “Рамкавар Азатакан” проводит, как известно, не в Ереване, а в Афинах. Совсем недавно прошли и трехсторонние встречи в формате Иран – Армения – Греция. Военный договор между Грецией и Арменией подписан еще несколько лет назад, и он тоже не остался на бумаге. Однако проведение такого визита как раз накануне переговоров президентов во Флориде, да еще на фоне постоянно идущих в регионе дискуссий под лозунгом “Война или мир?”, – это как минимум повод задуматься.

Судя по всему, в Армении “в ответ” на переговоры Азербайджана и Турции решили провести “инспекцию” собственных военных союзников. Более того, именно предстоящие армяно-греческие переговоры не позволяют списать воинственные заявления Кочаряна, Гукасяна и т.д., что, мол, если Азербайджан начнет войну, то он ее непременно проиграет, как “ответ” на развернувшуюсю в Азербайджане дискуссию.

В Минобороны Азербайджана появившиеся в последние дни сообщения об учащении обстрелов территории Азербайджана с армянских позиций, в том числе и в Нахчыване, категорически опровергают. Однако не заметить нарастающего в регионе напряжения тоже нельзя. А это уже не позволяет исключать, что Армения может, воспользовавшись начавшейся в Азербайджане дискуссией, спровоцировать возобновление боевых действий, а затем обвинить во всем Азербайджан.

Во всяком случае, если в Баку в основном все замыкается рамками дискуссии и “словесной активности”, то происходящее по ту сторону линии фронта более всего напоминает подготовку к военным действиям. Так, заместитель министра обороны Армении побывал в Карабахе, где встретился с местным “министром обороны” Сейраном Оганяном. Невиданную активность, причем явно не только словесную, развил и министр обороны Армении Серж Саркисян.

Известно и другое. В 1993 году, вскоре после захвата Кяльбаджарского района Армении, в Ереване звучали заявления, что, мол, Азербайджан сосредоточил войска и готовил масштабное наступление на армянские позиции. Так что эти политические технологии Армении давно известны. Более того, у возобновления войны в регионе, по всей видимости, есть и “заказчики”, особенно в условиях резкого обострения отношений Москвы и Вашингтона.

Так что встреча во Флориде вряд ли приведет к прорыву на переговорах, но, безусловно, откроет новую страницу в истории карабахского противостояния. Только вот чем она окажется: очередной паузой в переговорах, пересмотром их формата или возобновлением боевых действий?

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год