В мечети Баку опровергли слухи о вознаграждении

Г.МАМЕДЗАДЕ

В последнее время вокруг мечети “Абу-Бекр” и ее прихожан распространяется самая противоречивая информация. Наша газета недавно уже писала о том, что мать погибшего в Абхазии Джавида Муфтизаде, 1984 года рождения, заявила, что “ее сын был подвержен сильному влиянию религиозных экстремистов и часто посещал расположенную в Баку мечеть “Абу-Бекр”.

По каналам МНБ также прошла информация об участии и гибели в Чечне 13 азербайджанцев, являвшихся последователями этой религиозной общины. В довершение от читателей “Эхо” стало известно, что в этой общине используются финансовые рычаги для привлечения сторонников.

Источники сообщают, что постоянным членам прихода выплачивается вознаграждение в размере 200 долларов, что является существенным стимулом для части населения, испытывающей серьезные материальные затруднения.

Духовное лицо мечети “Абу-Бекр” Гамет Сулейманов не только опроверг адресованные им обвинения в радикальном исламе, но и возмутился по поводу взаимосвязи деятельности отдельных людей, в данном случае боевиков, с мечетью. Г.Сулейманов подчеркнул, что эти же люди могли посещать и другие мечети.

Служители “Абу-Бекра” не несут ответственности за последующие действия своих прихожан и мотивы, которые ими движут. Полной чушью он назвал и слухи по поводу материального вознаграждения прихожан. По мнению Г.Сулейманова, “эту информацию могут распространить люди, заинтересованные в дискредитации нашей общины”. Основной момент заключается в том, что мечеть “Абу-Бекр” – молитвенный дом суннитов и определенные силы не заинтересованы в том, чтобы росло число последователей этой ветви ислама в Азербайджане.

За разъяснениями мы обратились и к руководителю Госкомитета по делам религиозных организаций в Азербайджане Рафику Алиеву. Он подчеркнул, что только при наличии конкретных фактов и четких доказательств мы можем говорить о деятельности этих людей в Чечне, Абхазии или других точках земного шара и ответственности лиц, посылавших их туда под знаменем борьбы за веру. На сегодняшний день госкомитет не располагает такими данными. Кроме того, участие в каких-то военных действиях, за исключением борьбы за интересы Родины, ее обороны, не одобряется с религиозных позиций.

Нельзя обвинять в этом азербайджанские религиозные общины в целом, мы можем говорить лишь об отдельных гражданах Азербайджана мусульманского вероисповедания, которые участвовали в военных действиях, конкретизировал Р.Алиев.

Р.Алиев высказал сомнение и по поводу так называемых пожертвований прихожанам мечети “Абу-Бекр”, причислив эти “сведения” к разряду слухов. Представьте, обратил внимание глава госкомитета, в какие огромные суммы это может вылиться, если учесть, что только по пятничным молитвам мечеть “Абу-Бекр” посещают 4 тысячи прихожан?

Существует, однако, и другой вариант. Обещания о двухсотдолларовом вознаграждении за посещение мечети могут быть всего лишь аферой для привлечения паствы. Ставка в этом случае делается на то, что, став прихожанином мечети “Абу-Бекр”, человек может “затянуться” в религию и отказаться от вознаграждения. Кроме того, такая практика – содержание малоимущих прихожан за счет богатых – существует давно и во всех религиях.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год


Метки: