Опасность сибирской язвы в Азербайджане

Дж.ИБРАГИМОВА

“Я с сомнением отношусь к заявлениям американцев о том, что за весь ХХ век у них было зарегистрировано всего 18 случаев сибирской язвы, равно как и в то, что возбудителей этой инфекции пересылают в конвертах в виде порошка. В определенной степени – это паника и ажиотаж”, – сообщил газете “Эхо” директор НИИ профилактики имени В.Ахундова Намик Алиев.

По его словам, если речь идет о “классической” сибирской язве, а именно о ней неустанно твердят сегодня все мировые СМИ, то белый порошок, разосланный в письмах, можно смело потрогать, потом вымыть руки и быть уверенным в отсутствии заражения. Для того чтобы заразиться традиционной сибирской язвой, необходимо неоднократно, в течение некоторого времени, активно вдыхать этот порошок”, – отметил Н.Алиев. Интересно и другое. По словам директора НИИ, предрасположенно к заражению сибирской язвой 20% населения. Организм остальных не восприимчив к этой инфекции.

“Если говорить о классической сибирской язве, то повода для паники нет – современная медицина успешно диагностирует и излечивает эту болезнь, эффективно действуют и профилактические меры – вакцинация. При лечении сибирской язвы помогают даже дедовские препараты – пенициллин, стрептомицин, не говоря уже о современных антибиотиках”, – сказал Н.Алиев.

По словам директора НИИ профилактики, в Азербайджане практически ежегодно фиксируются случаи заражения этим заболеванием. К примеру, в этом году в стационарном отделении НИИ от сибирской язвы излечились два человека. В 1999 году их было больше – 5 человек. Во всех случаях речь идет о жителях районов, в которых население, как правило, занимается животноводством. “Вообще сибирская язва считается профессиональной болезнью пастухов, работников мясокомбинатов, скорняков”, – сообщил Н.Алиев. Источником заражения может стать и зараженное мясо, т.е. мясо больного животного.

Без сомнения, сибирская язва – болезнь с инфекционной патологией – относится к особо опасным заболеваниям. Сегодня возбудители этой болезни встречаются в странах Азии, Южной Америки, Африки и на постсоветском пространстве, в частности в Закавказье. Существуют две формы классической сибирской язвы.

Первая – кожная проявляется в виде пятна, которое вскоре увеличивается, становясь бугристым. Через пару дней рана наливается жидкостью, которая при расчесе больным вскрывается. Черная, как бы выжженная, рана дала название этой болезни. Кожная форма наиболее часто встречается у людей, у 90-95% зараженных отмечается именно она.

При гораздо более серьезной форме – септической поражаются внутренние органы. А потому она в свою очередь подразделяется на легочную, сердечно-сосудистую и кишечную формы. Кровавая рвота, понос, боли в грудине, высокая температура – все эти симптомы, развивающиеся молниеносно, как правило, приводят к острой сердечно-сосудистой недостаточности. Случаи заражения септической формой практически на 100% имеют результаты в виде летального исхода. Хотя, по словам Н.Алиева, были случаи, когда больного “вытаскивали” даже из такого состояния. Если своевременно не лечить кожную форму, то она затем трансформируется в септическую и может привести к смерти зараженного.

Эта инфекция опасна еще тем, что ее споры могут жить в земле до 100 лет и только при стечении определенных обстоятельств становятся источником заражения. Бесснежная зима и жаркое лето могут вызвать к жизни спавшую инфекцию. Зараженный скот при этом забивается, а туши сжигаются.

В то же время отечественный ученый не исключает возможности создания в каких-то специальных лабораториях возбудителей всевозможной заразы. Но в США говорят о единичных случаях заражения, поэтому об использовании бактериологического оружия и речи быть не может.

По словам Н.Алиева, “благодаря” генетическим способам выведения опасных вирусов, скрещиваниям одних с другими можно вырастить такую культуру, такой микроб, одного пакетика которого хватит не только на город, но и на целый континент. Только такой отработанный возбудитель может считаться бактериологическим оружим. Кроме того, в качестве бактериологического оружия потенциально можно использовать гораздо тяжелые болезни – чуму, холеру, туляремию – они более контактабельны”, – говорит Г.Алиев.

Если это и впрямь какая-то новая разновидность бактериологического оружия, то тогда называть ее нужно иначе. “В этом случае нельзя говорить о сибирской язве как форме болезни. Тогда надо говорить о возбудителях сибирской язвы”, – считает Н.Алиев.

В Азербайджане не производятся вакцины сибирской язвы, а завозятся из России с целью профилактики этого заболевания, заявил директор НИИ профилактики Намик Алиев. Коснувшись вероятности распространения в Азербайджане сибирской язвы, Н.Алиев отметил, что Минздравом страны разработаны и эффективно реализуются национальные программы борьбы с тем или иным видом инфекций.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год


Метки: