Погоня за чеченскими боевиками по горам

Т.КАСИМОВА

Российские СМИ со ссылкой на абхазские источники продолжают “отслеживать перемещения” отряда Руслана Гелаева по Абхазии. А “силовые структуры” абхазских сепаратистов – рапортовать о том, что они-де продолжают “сжимать кольцо” вокруг боевиков, сосредоточенных в окрестностях горы Сахарная голова. По всем расчетам, кольцо это должно было бы сузиться до размеров трех сосен, однако напряженные поиски Гелаева продолжаются в том же темпе и с теми же результатами.

И, если верить газете “Коммерсантъ”, даже впервые за все время боев услышав в радиоэфире позывной Гелаева, определить, где именно он находится, абхазские сепаратисты так и не смогли. “Мы думаем, Гелаев либо в районе горы Сахарная голова, либо на своей базе у селения Лата, за которым начинается территория Сванетии,- сказал командир батальона МВД Абхазии Закан Джугелия. – Если он в Лате, тогда понятно, почему грузины восстанавливают мост на Военно-сухумской дороге. Этот мост необходим для прохода бронетехники, которая, возможно, пойдет со стороны Грузии на помощь Гелаеву.

Правда, мост этот использовать они все равно не смогут: там гористая местность, и одной нашей бомбы будет достаточно, чтобы уничтожить и мост, и танки на нем. Но нас смущает как раз то, что они это должны понимать”. Тут же читателю предоставляется и такая “версия”: по мнению абхазов, мост может быть использован только с целью прорыва к Лате, где находятся посты миротворческих сил. Но двинуться в глубь Абхазии танки могут, только уничтожив посты миротворцев. На это, по мнению военных, Грузия решится только в крайнем случае.

Судя по всему, в Сухуми не оставляют попыток убедить Москву в том, будто бы в Тбилиси планируют атаку на российских миротворцев (зачем тогда понадобилось добиватья их вывода, непонятно) и тем самым подтолкнуть Россию к более активной поддержке Абхазии. Согласно последним сообщениям российских СМИ со ссылкой на “заместителя министра обороны” непризнанной Абхазии Гарри Купалбу, боевики находятся примерно в 10 километрах от российской границы и спускаются с гор в ущелье, к реке Кодор, в районе населенных пунктов Ажара и Сакен. Проблема в том, что, по словам Купалбы, абхазские военные скоро будут вынуждены прекратить преследование: эта часть территории Абхазии еще с 1992 года контролируется Грузией (то есть находится под контролем законного правительства, а не сепаратистов).

Так, мол, и так, дальше ловите своего Гелаева сами. А у нас его нет. Погоня за чеченскими боевиками по горам – дело априори безнадежное, и доказательств тому сполна предоставили обе чеченские войны. Если же, попав в окружение, гелаевцы решили пробираться то ли в Кабарду, то ли в Сванетию, то ли обратно в Панкиси, мелкими группами, то отследить их перемещение вряд ли вообще возможно. Тем более, что первоначально появившиеся в СМИ сообщения об “отряде численностью от 400 до 500 боевиков” могли только вызывать ироничную улыбку: “Такую орду пришельцев здесь просто не прокормить ни по “воздушному мосту”, ни силами местных хозяев, сколько ни плати за провиант”, – замечает “Новое время”.

В свою очередь в федеральной пограничной службе России журналистам сообщили, что при любой попытке выхода группы боевиков любой численностью в районе Сочи, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии – именно на этих направлениях их можно ожидать – будут предприняты все меры, чтобы они не появились на российской территории. Пограничные отряды на этих направлениях усиливаются подразделениями минобороны и МВД.

Впрочем, появления боевиков у границ России не ждут даже в ближайшие дни, поскольку, по словам главы пресс-центра ФПС Анатолия Прокопьева, 10 км в таких сложных горных условиях – это очень много. В свою очередь глава МВД Карачаево-Черкесии Александр Папура убежден, что у отряда Гелаева “нет никаких шансов” прорваться на территорию республики – силами ФПС и МВД перекрыты все перевалы на границе с Грузией и Абхазией, от Приэльбрусья до южной части Западного Кавказского хребта на стыке с Краснодарским краем взяты под контроль известные маршруты, пригодные для переходов через перевалы, а также горные тропы.

Папура сообщил, что никаких данных о попытках прохода банды Гелаева в республику нет. “На перевалах лежит снег, там хорошо просматриваются следы”, – сказал министр, уточнив, что “разведка местности, в том числе и с воздуха, проводится в горах каждый час”. Правда, усиленные поиски Гелаева в окрестностях лучших российских горнолыжных курортов создают смертельную угрозу курортному бизнесу Карачаево-Черкесии. И власти этой республики сегодня ведут собственную “информационную войну”, убеждая всех и вся, что жемчужины Северного Кавказа – горнолыжные курорты Домбай и Архыз “надежно защищены” от проникновения боевиков Гелаева.

Как заявили ИТАР-ТАСС в администрации президента Карачаево-Черкесии, “если боевики попытаются прорваться в республику, они будут остановлены или уничтожены”. По словам директора туркомплекса “Домбай” Джамбулата Аджиева, чтобы попасть с Марухского перевала в Домбай или Архыз, боевикам необходимо будет преодолеть еще четыре труднопроходимых горных ущелья Большого Кавказского хребта на высоте 3 – 3,5 тысячи метров над уровнем моря. “С учетом того, что на перевалах уже дважды выпадал снег, это сделать практически невозможно”, – отметил Аджиев.

Джамбулат Аджиев подчеркнул, что в Домбае по-прежнему много туристов, практически полностью распроданы путевки на лыжный сезон. “Нас беспокоит не Гелаев, главное, чтобы выпал обильный снег для катания на лыжах”, – заметил он. Судя по всему, вся эпопея с Русланом Гелаевым изначально задумывалась как очередной военно-полевой “пиар” – с помощью “страшилок”, что из Панкисского ущелья через Кодор к российским границам движется полтысячи чеченских боевиков, которые намерены “повторить Буденновск” то ли в Адлере, то ли в Сочи, то ли на Домбае, планировалось создать требуемое общественное мнение вокруг старой пикировки Москвы и Тбилиси насчет того самого Панкисского ущелья.

Теперь, однако, ситуация зашла в своеобразный “информационный тупик”: если Гелаев со своими боевиками – это реальность, а не вымысел и по крайней мере не преувеличение, то ему уже давно пора или прорываться с боем через границу России и Грузии, или штурмовать Сухуми, или захватывать аэропорт в Адлере. Пауза явно затягивается.

Плюс ко всему привлечение внимания к проблеме “чеченцев в Грузии” возымело эффект, обратный ожидаемому. Тот же журнал “Новое время” цитирует заявление спикера парламента Грузии Зураба Жвания: “Проблема Панкисского ущелья – это проблема прежде всего России. Обвинять Грузию в том, что она поддерживает чеченских сепаратистов – это валить с больной головы на здоровую. Ну, допустим, мы пропускаем боевиков и оружие, но почему пропускает их российская армия? Или она сама не отвечает за границу между Грузией и Чечней? Отвечает, но вся беда в том, что она совершенно не контролирует эту самую границу, как не контролирует и ситуацию в самой Чечне”. Словом, вышел “пиар” с обратным знаком.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год


Метки: