Зохраб ГЕЗАЛБЕЙЛИ, политолог
В последнее время во внешнеполитических процессах прослеживается устойчивая череда парадоксов. Посудите сами. Кто мог бы предположить, что в результате терактов в США интересы стран, возглавлявших два непримиримых блока, совпадут. С одной стороны, США, Пакистан, афганские талибы, с другой, Россия, Иран, Северный афганский альянс. В России даже сейчас звучат голоса, мол, как это русские могут помогать США в проведении военного вторжения в Афганистан.
А вот другой парадокс. В концепции и основах российской классической политологии прямо записано: “Россия обязана поддерживать крайне радикальные – фундаменталистские исламские режимы, так как они являются сторонами, оппозиционными США”.
Но ведь талибы-то как раз-таки и были противовесом России, а не США. Еще парадокс – два классических образца продвинутых происламских режимов – Иран и Афганистан, находятся в крайних лагерях. Есть и вынужденные парадоксы – Пакистан, дабы доказать лояльность США, обязан оказывать всемерную поддержку в операциях, направленных против талибов. А, как известно, талибы в основном – это наследие пакистанских военных. Неудивительна в этом плане реакция пакистанцев, которые не принимают или же не хотят принимать такой расклад сил.
Помните у В.Шекспира, в трагедии “Король Лир” есть великолепное изречение “Виновных нет! Никто не виноват!”. Все друг для друга представляют интерес, однако появление бен Ладена в кругу талибов дорого обходится им. И ведь вроде бы к актам вандализма в США они не имеют прямого отношения. В конкретный временной отрезок времени США должны действовать согласно изречениям римского императора Калигулы: “Пусть ненавидят – лишь бы боялись”. А теперь немного о своих проблемах и парадоксах. Азербайджан в одной связке с Турцией, Грузией, Узбекистаном поддерживает курс США на развитие демократии в южном регионе.
В то же время основным оппонентом Азербайджана являются Армения, Иран, Таджикистан и Россия. Контролирование, а в большей степени координация политики стран, входящих в эти звенья, приоритеты в политике как США, так и России. Но Армения, ставшая стержнем как кавказской, так и южной политической доктрины России, играет роль рычага давления и в то же время контроля на соседнее звено, имеющее склонность к атлантизму.
А в США продолжает действовать 907-я поправка, являющаяся тормозом развития как азербайджано-американских экономических отношений, так и поводом к недоверию со стороны Азербайджана к Вашингтону.
В свое время З.Бжезинский отмечал, что приоритетом на Кавказе должна стать страна, постоянно демонстрирующая свою направленность к развитию и принятил западных ценностей. Г.Киссинджер в одном из своих интервью говорил о том, что Азербайджан, как по своим ресурсам, так и стратегическому положению, не может быть вне зоны влияния США. Опорные геополитические точки не могут и не должны уступаться, даже если потребуется принятие решения по прямому обозначению приоритета страны в политике США в этом регионе.
Оказание прямой помощи Баку, ликвидация любых барьеров послужат в первую очередь для укрепления экономики страны. Один из родоначальников теории “индустриального общества” французский социолог и философ Арон Раймон отмечал, что не может быть в стране идеальная демократия без соответствующего ее уровня демократизации экономики страны.
Проще говоря, чем лучше развита экономика, тем легче обеспечивают принципы, присущие цивильным демократическим странам. Опять парадокс, не желая (допустим, в силу сложившихся обстоятельств) в полной программе помогать восстанавливать в новой социальной обстановке экономику Азербайджана, с нас требуют соблюдения полного набора демократических норм.
Американцы после пережитой трагедии дружно заявили, что оставляют за собой право наказывать террористические группы и страны, их поддерживающие, любыми из доступных им возможностей. И опять-таки парадокс, стоит нам заявить о намерениях принять все имеющиеся у нас рычаги давления (в первую очередь мирные, а потом военные) против армянских вооруженных формирований, оккупировавших 20% нашей территории, то сталкиваемся с проблемой невосприятия права ответа.
К сожалению, мы все время сталкивались и будем сталкиваться с подобного рода парадоксами. А все должно выглядеть иначе. Напоследок приведу слова французского писателя А.Моруа: “Если к вам по случайности заглянули гости, это приятно, но если случайность переходит в закономерность, срочно меняйте квартиру или друзей”. Подождем приятных парадоксов?
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год