Эмиль Меджидов, юрист-международник
После развала СССР и падения “железного занавеса” главной тенденцией международной жизни стали усиление взаимной зависимости экономики и политических процессов, происходящих в мире. Буквально у нас на глазах создается “новый мировой экономический порядок”, в котором государства просто вынуждены совместно решать экономические проблемы и пытаться прогнозировать и планировать рост и падение экономики уже не в отдельных странах, а во всем мире.
Мечта человечества о т.н. “мировом правительстве”, при котором исчезнут причины для войн, похоже, может осуществиться. И сбудется эта мечта, оказывается, не как результат политической воли и усталости от войн, как думали те, кто в 40-х годах прошлого века создавал ООН, а как результат экономической целесообразности и необходимости создания “мирового экономического координационного центра”. Называется все вышеописанное модным словом “глобализация”. Пример государств, не участвующих в этом процессе, таких как, Северная Корея, Афганистан, Куба и т.д. совсем не вдохновляет.
Значит, глобализация – естественный процесс, которого не надо бояться, и с которым бессмысленно бороться. Это – движение вперед, прогресс. И те государства, которые раньше других осознают прогрессивность глобализации, очевидно, окажутся в более выгодном положении и получат большие дивиденды.
Вместе с тем глобализация, как и любой другой естественный процесс, вызывает реакцию и ожесточенное сопротивление. Существуют силы, опасающиеся потери контроля над денежными реками, которые текут в карманы людей, зарабатывающих на неспособности наций жить мирно и совместно бороться с самыми преуспевающими международными преступниками – торговцами наркотиками.
Сейчас, в каждом из регионов мира есть территории, де-юре находящиеся в составе того или иного государства, но фактически, контролируемые группами, имеющими весьма отдаленное отношение к правительствам означенных государств. Называются они по-разному: “республики”, “национально-освободительные движения”, “марксистские революционные партии” и т.п. Именно люди, которые стоят за этими движениями – истинные антиглобалисты. Они намного опаснее, чем ребята в черном, которые разбивают витрины макдональдсов в Европе, и устраивают драки с полицией во время всех крупных международных экономических форумов. Последние, скорее, похожи на возрожденное движение хиппи, хотя, возможно, за ними стоят те же группы, слишком уж сходны методы.
Существование зон тлеющих вооруженных конфликтов (“черных дыр”), финансируемых из прибыли от международной торговли наркотиками, опасно еще и тем, что порождает вторичный рынок контрабанды оружия, топлива, человеческих органов и рабов. А территории, контролируемые разного рода сепаратистами, марксистами, революционерами следует рассматривать как “территории вне международного права”, так как:
– Нормы международного права на этих территориях не выполняются;
– Марионеточные государственные образования, существующие на этих территориях не участвуют в международных договорах, и ни за что не отвечают перед мировым сообществом;
– Защита прав человека на этих территориях невозможна.
Взгляд на карту позволяет сделать вывод о том, что т.н. “горячие точки” появляются:
– там, где существуют подходящие климатические условия для выращивания наркотиков (например, Афганистан, Колумбия, Таджикистан);
– в странах, использующихся для транзита наркотических средств и сопутствующей ему контрабанды оружия (Нагорный Карабах, Абхазия, Шри Ланка, Курдистан);
– в странах наиболее удобно и близко расположенных к рынкам сбыта контрабанды наркотиков и человеческих органов, т.е. к странам Европы, Северной Америки, Японии, Австралии (в первую очередь богатые страны) (Ближний Восток, Косово, Приднестровье)
Общие деловые интересы ведут к солидарности людей разного происхождения, веры, расы. Достаточно вспомнить историческое заявление Арафата: “палестинцы и армяне – один народ”, встречу “министров иностранных дел” абхазов, армян, приднестровцев в Ханкенди, активные братания верхушки ПКК и армян.
Казалось бы, курды и армяне – непримиримые враги, столкновения которых привели к массовой гибели жителей Восточной Анатолии, позже выращенной армянскими идеологами в “арменоцид”. Те, кто стоит за сепаратистами и революционерами, очевидно, заинтересованы в сохранении статус-кво, т.е. неопределенности статуса и неподконтрольности правительству и международному сообществу. Мир и стабильность на этих территориях будет означать конец прибыльному бизнесу, любой человек, выступающий с мирными инициативами – враг. Именно за свои мирные инициативы поплатились в свое время жизнью шведский и израильский премъеры Улаф Пальме и Ицхак Рабин.
Все вышесказанное укрепляет уверенность в том, что даже самые компромиссные условия мира, принятые Азербайджаном, не будут приняты сепаратистами и их хозяевами, так как мир и верховенство закона и международного права для них смертельно.
Антиглобалисты имеют идеологию изоляционизма и “войны всех против всех”. Они также имеют цель. Лучше всего эту цель демонстрирует позиция профессора Барсегова, одного из армянских идеологов “права этнической группы на отделение от государства” (прошу не путать с “правом нации на самоопределение”, это абсолютно разные понятия), высказанную им в 1997 году:
“Армяне сделали большой вклад в развитие международного права в прошлом. После, на долгий период, они превратились из субъектов международного права в его объект. Сейчас, когда армяне вновь имеют свое государство, они должны вновь внести свой вклад в развитие международного права”.
То есть, цель – приведение международного права в соответствие с их, армян, интересами. Не больше и не меньше!!!
И, как это ни странно, эти “антиглобалисты” (они же “сепаратисты” и “международные террористы”) получили себе надежного союзника там, где вряд ли могли ожидать. Погрязшая в бюрократической рутине, полумертвая Организация Объединенных Наций, ОБСЕ и ее сытые чиновники, довольные синекурой, оплачиваемой из карманов налогоплательщиков Европы и неспособность государств договориться по важнейшим вопросам – лучшие союзники предприимчивых “антиглобалистов”.
Нет сомнения, что Азербайджан, справедливо поднявший в Совете Европы вопрос об использовании территории, контролируемой сепаратистами для транзита и выращивания наркотических средств, продолжит пробивать эту позицию в ООН, ОБСЕ, СНГ, других международных организациях и форумах. Для того, чтобы расшевелить мировое сообщество в этом вопросе потребуются сверхусилия и не один год. Но будем считать, что начало положено.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год