Юсиф ГЮНАЙДЫН,заместитель председателя партии “Ана Вэтэн”
Евгений Максимович Примаков, хорошо известный азербайджанской общественности не только как видный ученый-востоковед, как-то, будучи еще на посту премьер-министра РФ, сделал для телевидения заявление, смысл которого сводился буквально к следующему:
– Руководители НАТО должны твердо запомнить: есть одна красная черта, преступать которую недопустимо! За этой чертой находятся бывшие советские республики! Вывод однозначен, – постсоветское пространство наглухо закрыто для НАТО! Не удивительно, что эту твердую позицию российского правительства горячо поддержали все, в том числе и оппозиционные средства массовой информации, а когда дело касалось нашего региона, они отличались особой чуткостью.
И, как это часто бывает в таких случаях, первенство отдавалось “экспертам”, хорошо знающим регион. Так, например, корреспондент “Независимой газеты” Карен Хачатуров отмечал, что на Южном Кавказе наблюдаются некоторые тенденции, абсолютно неприемлемые для России.
Таких тенденций, уверен Хачатуров, ровно пять! Если первая из них – проявление какой бы то не было формы солидарности с Чечней, то вторая – это всякое сотрудничество с североатлантическим альянсом. А вот еще один пример: “Нельзя не обратить внимание на то, что НАТО, как глобальная военно-политическая сила Запада, концептуально и организованно вполне готово к проведению “миротворческих операций” на Кавказе”. Автор этих строк никто иной, как действующий ныне член совета по оборонной и военной политике РФ, небезызвестный Вагиф Гусейнов.
Словом, сплошные предупреждения, а порой даже плохо скрываемая угроза не только в адрес НАТО, но и, как говорится, “сочувствующим”. Такую же непримиримую позицию Россия занимала в свое время и в связи с планами расширения НАТО на Восток. Но, несмотря на это, первый этап этого процесса уже завершился.
Три центрально-европейских государства, бывшие партнеры по Варшавскому Договору, вступив в альянс, тем самым как бы подчеркнули недееспособность горбачевской концепции “нового мышления”, ядром которой была идея строительства вместе с Россией общеевропейского дома.
Главной задачей НАТО, созданного пятьдесят с лишним лет тому назад как сугубо оборонительный блок, было воспрепятствовать коммунистической экспансии после окончания Второй мировой войны. Коммунистическая идеология потерпела сокрушительный крах, распалась и главная ее цитадель – Советский Союз.
В результате этого за короткий срок на карте мира появилось множество новых независимых государств от Балтики до Балкан. Несмотря на громогласные заверения новой России о ее приверженности курсу демократии и рыночной экономики, новоявленные государства почти в один голос заявили о своем горячем желании пополнить ряды северного альянса.
Что же делает НАТО таким привлекательным в глазах этих стран? Скорее всего, это ставший после американской трагедии таким популярным пятый пункт договора НАТО, гласящий о том, то если одна из сторон подвергается агрессии извне, то альянс предпримет экстренные меры для полной ликвидации этой агрессии.
Именно этот пункт считают панацеей от всех напастей так остро ныне переживающие развал старой экономической системы и болезненное рождение новой, вынужденные в этих условиях создавать собственные вооруженные силы новообразовавшиеся государства, постоянно заботясь при этом о всяческом укреплении своего суверенитета.
Но для всех ли желающих открыты двери альянса? Следует отметить, что и тут четко просматривается “красная черта”, определенная уже Вашингтоном. 4 апреля 1949 года газета “Нью-йорк таймс” опубликовала договор о НАТО, другими словами его устав. Изучив этот документ, несложно убудиться в том, что северный альянс ставит перед желающими пополнить его ряды довольно жесткие политические и военно-экономические условия.
Например, среди политических условий наряду с необходимостью существования сильных демократических институтов на первый план выдвигается урегулирование территориальных проблем с соседними государствами. В экономических условиях также отражены довольно серьезные требования, которые подчас не под силу молодым государствам.
Так что объятия НАТО открыты не для всех, хотя желающих попасть туда хоть отбавляй! Но это не говорит о том, что с альянсом невозможно сотрудничать. Для этого открываются хорошие перспективы в рамках все той же программы “Сотрудничество во имя мира”. К примеру, в новой натовской стратегии Украине отводится место важного партнера на периферии Евро-Атлантического пространства.
Украина, уже проводившая несколько совместных военных учений с НАТО, ищет другие пути более эффективного сотрудничества с блоком. Хорошим примером этому служит желание Украины сдать в аренду огромный военный полигон под Львовом.
Этот полигон, с хорошо сохранившейся инфраструктурой, принадлежавший бывшему “Варшавскому пакту”, для нужд национальной армии слишком велик. Сдав его в аренду НАТО, Украина наряду с ощутимыми материальными выгодами обретает возможность максимально приблизить свои вооруженные силы к общенатовским стандартам.
Партнер Украины по ГУУАМ – Азербайджан подает положительный пример в области сотрудничества с одной, отдельно взятой стороной того же альянса. Известно, что азербайджанские миротворцы уже не первый год и небезуспешно несут службу в составе турецкого корпуса НАТО на Балканах, Турция активно участвует в воспитании военных кадров республики.
Наверное, у всех еще в памяти торжественная церемония выпускного вечера курсантов Бакинского высшего военного училища, где учебный процесс при содействии турецких специалистов поставлен на натовские рельсы.
В этой связи совместные военные учения, которые должны состояться на территории Азербайджана с участием 19 стран с 5 по 16 ноября в рамках “Кооперейтив детерминейшнл 2001”, – являются этапом как в истории сотрудничества нашей республики с НАТО, так и в общем, более глобальном процессе интеграции Азербайджана в Евро-Атлантическое пространство.
В заключение напомню, осенью следующего года в Праге состоится очередной саммит НАТО, где будет рассмотрен вопрос дальнейшего расширения альянса за счет уже подавших официальное заявление по этому поводу стран – Албании, Болгарии, Латвии, Литвы, Македонии, Румынии, Словакии, Словении и Эстонии…
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год