Р.ОРУДЖЕВ, Н.АЛИЕВ
С ростом интенсивности боевых действий США в Афганистане с каждым днем растет поток беженцев из этой страны, по поводу чего власти ряда стран Западной Европы уже проявляют беспокойство.
Однако афганцы и люди, имеющие отношение к экстремистским организациям, пытаются добраться не только в благополучную Европу и США. Свидетельством чему стали “заградительные” меры, которые предпринимают сейчас некоторые страны СНГ. По утверждению официальных структур Азербайджана, после терактов в США, и даже после начала налетов на Афганистан, особой динамики в количестве прибывающих в Азербайджан с Востока пока что не замечено.
Во всяком случае об этом “Эхо” сообщили в диспетчерских службах международных сообщений бакинского аэропорта “Бина”, Управления железнодорожного транспорта и Морвокзала. Вчера в бакинском аэропорту “Бина” был задержан гражданин Египта, подозреваемый в причастности к террористическим организациям. Судя по сообщению телеканала Lider, это известный спецслужбам человек. В течение двух часов после задержания за ним был прислан специальный самолет из Египта. Имя арестованного не сообщается.
Из Узбекистана пассажирские самолеты бакинской частной компании Imair прилетают всего один раз в неделю, а тамошняя “Узбекистон Хаво Йуллари” – 2 раза. Впрочем, эта страна и сама (испытав на собственной шкуре “добродушие” ваххабитов) отличается сильнейшим пограничным контролем за всеми иностранцами, следующими через ее территории. С Таджикистаном у Азербайджана прямого авиасообщения вообще нет.
Три раза в неделю по направлению к германскому Франкфурту в Баку делают остановку самолеты компании Lufthganza, вылетающие из Ашгабата. Два раза за этот же промежуток времени между Баку и Ашгабатом курсируют лайнеры компании Turkmen air.
Хотя, в связи с введением Туркменистаном визовых ограничений, поток пассажиров из этой страны в Азербайджан снизился до 30% от прежнего количества и пока держится на том же уровне. Правда, сейчас в справочной бакинского аэропорта нам сообщили, что по неизвестной причине рейсы туркменской компании из Ашгабата временно приостановлены. Пока известно, что отменены рейсы в оба конца на 16 и 21 октября. Что будет дальше, неясно. Есть еще транзитные рейсы из Бишкека в Лондон, через Баку, которые дважды в неделю совершает английская British airwais.
Один раз в неделю до Баку можно долететь из Алматы, посредством все того же самолета нашей компании Imair, который после Ташкента залетает еще и в столицу Казахстана. Кроме того, три раза в неделю из казахского города Актау в Баку совершает рейсы наша госкомпания AZAL, и дважды тамошняя Kazakhstan air. Из Афганистана или Пакистана в Баку напрямую попасть невозможно – рейсов нет, зато это можно сделать через Тегеран, у которого есть воздушное сообщение с этими государствами.
Из столицы Ирана в нашу страну дважды в неделю летают самолеты AZAL и один раз – Iran air. При желании беженец или подозрительное лицо может попасть к нам из горячей точки также посредством пересадки в Дубаи (ОАЭ) или через воздушные гавани Турции.
По словам замначальника службы авиабезопасности “Бина” Тофика Бабаева, “после известных событий в аэропорту была усилена работа по безопасности”. “Мы установили дополнительный график дежурства нашего руководящего состава”. Впрочем, давать информацию о том, есть ли особые распоряжения по прибывающим в Баку гражданам Афганистана, нам отказались и здесь, и в пограничной службе аэропорта.
Более разговорчивыми оказались сотрудники погранслужбы Морского порта, которые сообщили “Эхо”, что однозначно об увеличении пассажиропотока на имеющихся морских рейсах говорить пока не приходится. Сейчас в Баку ежедневно прибывают паромы из Туркменбаши (Красноводск), а по мере накопления количества желающих отправляются в казахский порт Актава (Шевченко) и оттуда сюда. Корабли из Казахстана, бывает, приплывают и несколько раз в неделю, бывает, и того реже.
Контроль за прибывающими из-за рубежа гражданами был усилен на морском вокзале сразу после терактов в США. Пока что, как сообщил один из офицеров МНБ, несущий службу в порту, на паромах в Баку граждане Афганистана не прибывали, хотя на этот счет у пограничников есть специальное распоряжение – при появлении таковых немедленно задерживать и сообщать командованию. Около двух месяцев назад были закрыты и морские паромные грузоперевозки между Азербайджаном и Ираном.
По железной дороге с Востока в Азербайджан можно попасть только из Тебриза в Нахчыван, а уже оттуда авиатранспортом – в Баку. Хотя и по рельсам до сих пор из Ирана предпочитает ездить не так уж много народу. Дважды в неделю из Тебриза прибывают 100-местные железнодорожные составы, однако в среднем они бывают заполнены лишь на 70% от имеющихся площадей. Об этом нам сообщили в международном отделе Управления железнодорожного сообщения страны.
Другие страны СНГ, находящиеся вблизи региона, прилегающего к театру военных действий, действуют более решительно. Например, Казахстан временно прекратил железнодорожное и автомобильное сообщения с Таджикистаном. Как заявил вице-премьер Казахстана Даниял Ахметов, “аналогичные меры, препятствующие проникновению нежелательных элементов, Казахстан намерен применить и по отношению к другим странам, прилегающим к конфликтной зоне”.
Он также напомнил, что в правительстве страны рассматривается программа, касающаяся приема в стране возможных беженцев из Афганистана. Однако из сообщения агентства Kazaag-Kyrgyz-Press, стало известно, что программа эта уже реализуется на протяжении последних 20 дней как в Казахстане, так и в Кыргызстане. И носит название – операция “Мигрант”.
За это время в Казахстане выявлено более 10 тысяч нарушителей паспортного режима. Большинство из них – жители стран СНГ. Но есть и представители дальнего зарубежья. Из государства уже выслано более половины задержанных, то есть порядка 5 тысяч человек. Помимо всего ужесточены таможенный контроль и досмотр физических лиц на южных рубежах страны. Связано это не только с возможным ввозом на территорию Казахстана наркотиков и оружия и вероятным проникновением террористов, но и с пресечением нелегальной миграции граждан Таджикистана, Кыргызстана, Узбекистана как из стран, непосредственно прилегающих к району боевых действий.
Результаты усиления контроля уже приводят к увеличению количества задержаний, передает казахское информационное агентство. К примеру, только 8 октября, при проведении оперативно-заградительного мероприятия (ОЗМ) “Рубеж”, сотрудниками главного таможенного управления по Астане при досмотре автобуса “Икарус”, двигавшегося курсом Петропавловск – Алматы, были обнаружены 27 граждан Таджикистана, нарушивших визовый режим. Задержанные переданы в Управление миграционной полиции управления внутренних дел столицы.
Также 8 октября в ходе ОЗМ “Рубеж” сотрудниками таможенного управления по Кызылординской области на гидроузле “Сырдарья” был задержан автобус со 106 гражданами Таджикистана. Задержанные препровождены на границу Казахстана с Узбекистаном. В этот же день сотрудниками таможенного управления по Атырауской области был принят под сопровождение поезд N228 “Астрахань – Душанбе” с 1778 пассажирами, следующими из России в Таджикистан.
Еще один неожиданный поворот – начинается отток беженцев из Средней Азии. Процесс начался с крымских татар. Известно, что еще в начале 90-х прошлого века более половины населения татар перебрались из Средней Азии в Крым. Однако, учитывая возможное неприятие украинской стороной нового массового переселения значительного числа крымских татар, можно предположить, что эти люди, убегая, осядут на полпути, то есть в Азербайджане.
Как это уже случилось с тысячами турок-месхетинцев, которых в свое время отказалась принять на исторической родине Грузия. “Принимая во внимание боевые действия в Афганистане, уже в ближайшее время в Крым из Узбекистана могут прибыть до 30 тысяч беженцев-крымских татар”. Об этом заявил председатель Республиканского комитета Крыма по делам депортированных граждан Эдип Гафаров. Не добавляет оптимизма жителям Средней Азии намерение талибов начать вторжение в Узбекистан. А в том, что такие планы существуют, – сомневаться не приходится. Вчера об этом заявил талибский министр Амир Хан Муттаки. По его словам, войска движения “Талибан” на границе с Узбекистаном приведены в боевую готовность и близки к наступлению.
Вчера, 11 октября, стало известно, что и Россия временно прекратила полеты из международного аэропорта “Минеральные воды” в Объединенные Арабские Эмираты. Об этом сообщил РИА “Новости” первый заместитель генерального директора государственного унитарного предприятия “Кавминводыавиа” Борис Лейкин. Он заявил, что полеты отменены по соображениям безопасности. Лейкин подчеркнул также, что и в самом аэропорту, в районе которого происходило немало террористических актов, предприняты повышенные меры безопасности.
Наверное, в складывающейся обстановке властям Азербайджана надо бы предпринять более конкретные действия против возможного проникновения в страну беженцев. И, возможно, они последуют. Тем более, что вчера появилась еще одна причина для беспокойства – утверждения российских официальных лиц о том, что азербайджанские транспортные узлы используют разного рода террористы, в том числе и при переездах из Чечни в Афганистан.
Последнее заявление такого рода стало известно вчера. Пресс-секретарь президента РФ Сергей Ястржембский заявил, что “наиболее действенным каналом переброски сторонников бен Ладена в Чечню является путь из Афганистана через Туркменистан, Азербайджан и Грузию”.
В беседе с корреспондентом “Эхо” глава пресс-службы МНБ Араз Гурбанов заметил, что из-за географически занимаемого положения Азербайджан является открытым транзитным государством для тысяч иностранцев, ежедневно перемещающихся по свету. И, безусловно, проверять всех пересекающих нашу территорию на предмет принадлежности к террористическим организациям невозможно, да это было бы и неправильно.
Но если есть основания считать кого-либо причастным к террористической деятельности, то к этим иностранцам принимаются все необходимые меры. Он признал, что сейчас они ведут внимательный контроль за прибытием-убытием иностранцев. А по поводу вероятного незаконного проникновения в Азербайджан групп беженцев Гурбанов отметил, что комментировать возможное скопление людей у границ нашей страны на территории сопредельных государств будет невозможно до тех пор, пока они не пересекут наши рубежи.
“У тех, кто приезжает в Азербайджан, на лбу ведь не написано, террористы они или нет, – резонно замечает А.Гурбанов. – Если у человека, скажем, араба, в порядке документы, визы, и он следует, допустим, в Россию – в чем его можно уличить?” После этого, считает пресс-секретарь МНБ, называть Азербайджан перевалочной базой террористов по меньшей мере несправедливо.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год