НУРАНИ
Грузино-абхазский конфликт, казалось бы, “замороженный” и находящийся на пути к политическому урегулированию, грозит превратиться в полномасштабную войну. Причем события раскручиваются в “обратном порядке” с невероятной скоростью. “Парламент” самопровозглашенной “Республики Абхазия” направил обращение к России с просьбой выступить в ООН с обвинениями в адрес Грузии в поддержке терроризма: “Учитывая, что Россия является посредником в грузино-абхазском урегулировании”, парламент самопровозглашенной республики “просит потребовать от грузинской стороны выполнения обязательств о неприменении силы и возвращения к процессу мирного политического урегулирования”, – говорится в документе.
По мнению абхазских парламентариев, “речь идет о фактическом срыве Грузией процесса мирного урегулирования грузино-абхазского конфликта и начале широкомасштабных военных действий”. Происходящие в последние дни события “неопровержимо свидетельствуют о том, что руководство Грузии, на словах заявляя о борьбе с терроризмом, на деле фактически закрывает глаза на то, что именно на территории Грузии готовятся международные террористы”. Пока что российские силовые структуры продолжают вести себя достаточно отстраненно или, во всяком случае, создают видимость проведения подобной политики.
Как сообщили РИА “Новости” в пресс-службе Северо-Кавказского регионального управления ФПС России, подразделения погранконтроля в отдельном контрольно-пропускном пункте “Сочи” по-прежнему пропускают граждан и транспорт в пункте “Веселое-автодорожное” в штатном режиме. Увеличения попыток пересечения государственной границы из Абхазии в Россию и обратно вне пункта пропуска не отмечается. По словам представителя пресс-службы, нет существенных изменений и на других участках российско-грузинской границы, в том числе на чеченском. Пункты пропуска работают везде бесперебойно. В то же время в горах Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии усилена охрана границ.
Ее плотность возросла вдвое в зоне ответственности Черкесского пограничного отряда. Повсеместно, как подчеркнули в пресс-службе, самым тщательным образом отслеживается ситуация как в регионе, так и на сопредельной территории. Налажены тесное сотрудничество и взаимодействие в приграничье с местными правоохранительными органами. Со своей стороны командир грузинского партизанского отряда “Лесные братья” Давид Шенгелия уверен, что утром во вторник грузинские села Кодорского ущелья бомбила российская авиация. В интервью грузинским СМИ он назвал “циничными” утверждения представителей Сухуми о том, что ракетно-бомбовые удары по грузинским селам этого района Абхазии нанесли самолеты и вертолеты ВВС Грузии.
Удары с воздуха по грузинским селам Кодорского ущелья являются “продолжением той провокации, которую Россия устроила в понедельник, сбив над Кодорским ущельем вертолет миссии военных наблюдателей ООН”, – заявляет Давид Шенгелия. В то же время сепаратисты продолжают подталкивать Россию к активному вмешательству в абхазский конфликт, используя все ту же “чеченскую карту”. Сначала в СМИ появились сообщения, что на территорию Абхазии “вторглась” очередная “банда”, в состав которой входят от 200 до 700 “грузинских, чеченских и арабских боевиков”. Кроме того, пожелавший сохранить инкогнито “представитель госбезопасности Абхазии” заявил, что в Кодорском ущелье будто бы находится Руслан Гелаев.
В свою очередь в “минобороны Абхазии” заявили корреспонденту РИА “Новости”, что “силовые структуры Абхазии” пытаются не допустить прорыва блокированных там отдельных групп чеченских и грузинских боевиков к побережью Черного моря, и в настоящее время предпринимаются усилия по уничтожению и одновременному вытеснению боевиков с территории Абхазии. По данным сепаратистов, в операции задействованы подразделения “министерств обороны” и “внутренних дел” с привлечением бронетехники и тяжелого вооружения. Учитывая сложные горные условия, абхазские “подразделения” действуют мелкими мобильными группами.
Куда опаснее, однако, другое. Как заявил журналистам “вице-президент” непризнанной “Республики Абхазия” Валерий Аршба, в Абхазию начали прибывать добровольцы из республик Северного Кавказа, а также краев и областей юга России. По его словам, в Сухуми уже состоялись встречи с представителями общественных организаций Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и различных организаций казаков России.
Речь шла об оказании помощи Абхазии в борьбе с чеченскими и грузинскими террористами, отметил Аршба. “Однако пока мы отказываемся от помощи добровольцев, так как понимаем, что это будет означать втягивание в войну с террористами народов юга России”, – отметил “вице-президент”. Он также подчеркнул, что “добровольцы, которые намерены прибыть в Абхазию, считают, что, сражаясь здесь с террористами, они защищают не только Абхазию, но и Россию”.
Представители терского казачества уже успели опровергнуть информацию об отправке своих “добровольцев” в Абхазию. Тем не менее сказать, что события на Черноморском побережье Грузии развиваются по опасной траектории, значит ничего не сказать. Вполне возможно, что, педалируя тему “присутствия” чеченских террористов в Кодорском ущелье, Россия, с одной стороны, рассчитывает скомпрометировать Грузию в глазах мирового сообщества, обвинив ее в поддержке терроризма, а с другой, активизировав абхазский конфликт, получает практически безотказный рычаг давления на Грузию.
Вопрос только в том, что тактика, казавшаяся “безотказной” в 1993 году, может дать сбой восемью годами позже. Сегодня абхазским сепаратистам, пусть даже и с привлечением “добровольцев” и т.д., придется уже иметь дело не с разрозненными вооруженными отрядами типа “Мхедриони”, как в первую абхазскую войну, а с регулярной армией, построенной по натовскому образцу. Так что результат может оказаться обратным ожидаемому.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год