М.БАГИРОВ
– Как вы оцениваете начавшуюся антитеррористическую операцию в Афганистане?
– Это нормальное явление, однако я очень сомневаюсь в ее успешном результате. Я думаю, что в Афганистане больше рады тому, что военная кампания началась, поскольку последние 20 лет они только и делают, что воюют. Можно бомбить Белград, поскольку там есть какие-то стратегические узлы – в Афганистане их нет.
Что касается наземной операции, то за прошедшие два столетия афганцев победить никто не смог. Я не думаю, что США захотят потерять там десятки тысяч человек, как это произошло во время советского вторжения.
– По вашему мнению, афганский кризис окажет влияние на наш регион?
– Я думаю, косвенное, но никак не прямое. Это будет зависеть от дальнейших действий США. Если военные акции будут носить избирательный характер и объектом их будет лишь “Аль-Гаэда” – это одно. Совсем другое, если это будет, о чем заявляет руководство США, широкая борьба с широким спектром террористических организаций. Ведь есть ряд стран, географически близких к нам, которые имеют отношение, если не к “Аль-Гаэда”, то к другим террористическим организациям международного масштаба. Все зависит от того, насколько готовы США, страны НАТО идти до конца в борьбе с международным терроризмом.
– Видите ли вы какие-либо угрозы безопасности Азербайджана в связи с тем, что мы поддержали действия руководства США?
– Такая вероятность существует, но очень минимальная. Я не думаю, что мы станем объектами нападения со стороны террористов, с которыми борются США. Конечно, у нас достаточно своих проблем с армянскими террористическими организациями, однако самое парадоксальное другое – то, что такая супердержава, как США, с ее мощнейшими спецслужбами меньше была готова к терактам, чем Азербайджан. Спецслужбы Азербайджана более готовы к терактам и более бдительны, чем американские. Поэтому вероятность того, что мы подвергнемся террористической атаке, я думаю, очень мала.
– Тогда почему мы до сих пор не решили вопрос с терроризмом на собственной территории?
– Террор на собственной территории может длиться веками. Такая страна, как Израиль, на протяжении полувека не может решить эту проблему. К тому же мы имеем дело не просто с терроризмом, а с агрессивным сепаратизмом, который поддерживается и государством Армения и ее союзниками.
Кроме того, мы сегодня наблюдаем политику двойных стандартов. Нам говорят, что “Аль-Гаэда” – плохие ребята, поскольку они взрывают Нью-Йорк, а если кто-то взрывает бакинское метро, то это, конечно, плохие ребята, но не до такой степени. И призывают нас садиться с ними за стол переговоров.
Фактически же мы имеем дело с самым настоящим политическим терроризмом. В плену наши граждане, наши земли, и нам предъявляются политические требования.
– Почему Милли меджлис до сих пор не принял документ, объявляющий армию Нагорного Карабаха террористической структурой?
– Всему свое время. О том, что мы говорим о терроризме, в мире узнали всего лишь 2 – 3 года назад. Мы тогда имели место с двойными стандартами Запада, который говорил о “национальном самоопределении”, и мир не понимал, что на самом деле происходит в Азербайджане. За эти годы мы многому научились – и в плане информационной пропаганды, и с точки зрения использования трибун различных международных организаций, Интернета. Мы уже научились не только отражать информационные атаки, но и вести наступление. Я думаю, что сегодня Азербайджан ведет неплохую пропаганду в плане защиты своих национальных интересов.
– Созрели ли сегодня предпосылки для антитеррористической операции в Карабахе?
– Предпосылки созрели достаточно давно. Другой вопрос – стоит ли сегодня начинать? Я боюсь, что если мы начнем, то армянская пропаганда будет использовать это в качестве доказательства того, что мусульмане начали наступление на христианский мир.
Мы должны быть очень осторожными. Сегодня США ведут очень интересную политику. С одной стороны, они бомбили Ирак, с другой – поддерживали албанских мусульман. Я думаю, что американцы, особенно сегодня, заинтересованы в восстановлении своего реноме в мусульманском мире, поэтому Азербайджан может приобрести для Вашингтона особое значение. Мы должны воспользоваться этой ситуацией в своих интересах. Я думаю, что азербайджанское правительство над этим думает.
– Верите ли в отмену 907-й поправки?
– Будет очень замечательно, если это произойдет, но вместе с тем уверенности у меня на этот счет нет. Хотя отмена 907-й поправки могла бы стать подобным жестом американской администрации, направленным на восстановление своего реноме в мусульманском мире.
– Как вы оцениваете форум азербайджанских общин в России?
– Еще в 1999 году я говорил о том, что если Азербайджан превратится во внутриполитический фактор России, то никакие союзнические отношения этой страны с Арменией уже не будут иметь значения. Если консолидированная азербайджанская диаспора сможет согласованно голосовать за того или иного кандидата, станет серьезной электоральной силой в России, то это будет мощным рычагом воздействия на российское руководство. Я думаю, работа в этом направлении идет.
– Некоторое время назад лидер партии “Ана вэтэн” Фазаил Агамалы выступил с целым рядом обвинений в адрес главы аппарата президента Рамиза Мехтиева. Как вы можете их прокомментировать?
– Мне очень сложно говорить о фактах, на которые опирается Ф.Агамалы. Но мне, честно говоря, интересно было бы узнать мнение Р.Мехтиева. Дело в том, что лидер партии Ф.Агамалы не является оппозиционером, и его никто не замечал в деятельности, направленной против Гейдара Алиева. Если Ф.Агамалы ошибается, то, я думаю, ему на это надо указать. Хотя, я считаю, что демократия состоит в том, что человек имеет право выбора – отвечать или не отвечать. Поэтому я понимаю позицию, когда человек не отвечает.
– Сейчас заговорили о предполагаемой отставке спикера парламента Муртуза Алескерова и избрании на этот пост Ильхама Алиева…
– Я считаю неэтичным обсуждать вообще вопрос предполагаемых отставок и назначений. Тем более, что на сегодня я таких разговоров вокруг себя не слышал. Я читал об этом в газетах. Вообще в последнее время складывается порочная тенденция, когда газеты распространяют необоснованные сведения.
– Вы оправдываете аресты журналистов?
– Я против того, чтобы людей сажали в тюрьмы. В данной ситуации я предпочел бы, чтобы в качестве меры наказания были применены штрафные санкции. Я не знаю о других арестованных, но что касается редакторов газет “Миллетин сеси” и “Бакинский бульвар”, то у меня на этот счет однозначное мнение. Я в последнее время вообще эти газеты не покупал. Потому что столько оскорблений, грязных домыслов, столько грубости, наглой лжи я давно не видел. Мне казалось, что эти негативные эмоции и черты нам в меньшей степени должны быть присущи. Вместе с тем, когда я видел обратное, я думал, что у этих людей, наверное, есть миллион фактов, аргументов, документов, подтверждающих их правоту. Однако ничего этого не было. Это ненормальное явление.
Ненормально и другое. Это когда наши чиновники не берут трубку телефона. Неважно, кто им звонит, они просто не берут трубку. Они могут не брать трубку месяцами – им так хочется. И ты лишен возможности довести до них что-либо имеющее стратегическое значение для страны.
– Вы, депутат, знаете, как с этим бороться?
– Я не знаю… Мне очень запомнилась прогулка президента по городу в минувшее воскресенье. Там был очень важный эпизод: когда президент, посмотрев на какой-то дом, спросил: “А кто его построил?” Понимаете, там рухнул миф о том, что президент сам стоит за всеми этими стройками. А ведь эти чиновники, которые месяцами не берут трубку телефона, они ведь все время на него ссылаются, что это он разрешает, он не разрешает. А на самом деле это не так. Они просто пользуются его именем…
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год