О беженцах в Азербайджане и остальном мире

Эльдар Зейналов, директор Правозащитного центра Азербайджана

На фоне разрывов “антитеррористических” ракет и бомб в Афганистане незамеченным прошло высказывание нового верховного комиссара ООН по делам беженцев Рууда Любберса, призвавшего правительства “избегать необоснованной привязки убежища и терроризма”. Он упомянул, что в связи с террористическим актом 11 сентября с.г. несколько стран усложнили процедуры определения статуса беженца. Любберс считает, что “мы должны обеспечить, чтобы борьба против терроризма не ослабила режим защиты беженцев… чтобы Конвенция о беженцах (1951 г.) не толковалась неверно как инструмент, обеспечивающий “тихую гавань” для террористов”.

Замечательные слова. Только вот кто и кому будет напоминать об этом в Азербайджане?

Ведь и у нас существует проблема беженцев, которых норовят выдать за террористов. Крупномасштабная война в Чечне преподносится Кремлем миру как “антитеррористическая операция”. Под шумок обстрела Афганистана Путин заявил, что война с терроризмом должна вестись везде – хоть в Афганистане, хоть в Чечне. Только вот почему так напуганы чеченские дети и почему чеченцы согласны скорее побираться в Азербайджане, чем вернуться на “очищаемую от террористов” родину?

Во всем мире им дают убежище только из-за одной принадлежности к этому выжженному кусочку гор, и лишь у нас они неприкаянно ходят по государственным и неправительственным организациям, пытаясь добиться хоть какого-нибудь места под солнцем.

Может быть, они просят чего-то лишнего, незаконного? У нас ведь своих почти миллион, вот они-то беженцы, а эти – не то туристы, не то террористы… Но вот что говорит закон “О статусе беженцев и вынужденных переселенцев (лиц, перемещенных внутри страны)” от 21 мая 1999 года (N 668 – 1Г):

“Беженец – лицо, не являющееся гражданином Азербайджанской Республики, оказавшееся за пределами страны, гражданином которой является, опасаясь, имея на то веские основания, стать жертвой гонений из-за расового признака, национальности, вероисповедания, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, не имеющее возможности или не желающее из той же предосторожности воспользоваться покровительством этой страны, либо не имеющее определенного гражданства, оказавшееся в результате аналогичных обстоятельств за пределами страны, где прежде обычно проживало, не имеющее возможности или не желающее туда вернуться из-за соблюдения предосторожности”.

“Недавно наш сосед Мусаев Ризван решил поехать домой, так как он нигде не воевал и думал, что ему ничего не грозит. Его на посту сильно избили, завязали на спину мину и взорвали. Этот случай в нашем селе уже второй, если нужно, свидетелей можем представить”. Это из заявления осевшего в Баку чеченца Д.С.

“Если мы возвратимся обратно, нам гарантирована только смерть, как тем некоторым, которые уехали отсюда. У нас не осталось ни жилья, ни средств к дальнейшему существованию” (из заявления С.А).

Ясно, что чеченцев гонят из-за того, что они чеченцы, что некоторые из них имеют неугодные политические убеждения, что кое-кто из них хочет носить бороду и пять раз в день молиться Богу, которого явно забыли те, кто бросает бомбы на мирных жителей.

Остается лишь два вопроса: что же в таком случае мешает нашим властям дать этим людям убежище и куда смотрит УВКБ ООН?

На первый вопрос ответить проще. Геополитические соображения заставляют опасаться Баку, что власти России обвинят Азербайджан в создании “тихой гавани” для террористов и боевиков. Вот поэтому 80% лиц, получивших статус беженца в Азербайджане, – афганцы, 10% – иранцы, 5% – иракцы. И лишь в оставшиеся 5% попали все остальные, включая немногочисленных зарегистрированных чеченцев.

Чем все это оборачивается для дважды отверженных – России и Азербайджана, видно из писем беженцев в наш Правозащитный центр Азербайджана.

“Я приехал в Азербайджан. Но буквально на третий день у меня, жены и дочери изъяли паспорта и, ничего не спрашивая, а только оскорбляя, посадили в тюрьму, предварительно оштрафовав на крупную сумму и написав в обвинении: “выдворить из страны”. Нам чудом удалось избежать депортации в Чечню и в целях безопасности мы переехали на другую квартиру” (из письма М.М.).

“Мы здесь встретились с новыми проблемами со стороны силовых структур Азербайджана. Нарушаются наши права, права человека. Унизительно досматриваться в общественных местах из-за того, что мы чеченцы. Задерживают и выдают наших чеченцев России, не виновных ни в чем, только из-за подозрения, что он мог быть участником сопротивления” (из письма С.А.).

Сколько арестовывают и выдают – это уже тайна за семью печатями. Не так давно сообщили было о выдаче двух групп чеченцев численностью около 9 – 10 человек, но потом спохватились и снова опустили завесу молчания. А то вдруг обвинят в нарушении той самой Конвенции 1951 года, на которую все ссылаются и которая никому не указ!..

Да полноте, кто обвинит-то? По логике, этим должно заниматься УВКБ. А что происходит на самом деле? Как заявил в июле с.г. ответственный за защиту беженцев в Азербайджане г-н Люк Брандт, в Азербайджане сейчас около 9 тысяч чеченцев, около 3 тысяч из них зарегистрированы в УВКБ. Интервью были проведены всего с 600 чеченцами, и только 20 семьям, т.е. порядка 100 – 120 беженцам, был дан официальный статус. Т.е. даже по официальным данным самого УВКБ, за время первой и второй чеченских войн статус получили чуть больше 1% (!) чеченских беженцев!

Если даже все чеченские мужчины в возрасте от 16 до 60 – боевики и террористы, то при чем здесь старики, женщины и дети – не менее 70 – 80% беженцев?.. Среди них очень много больных, инвалидов, но и это не может смягчить сердца международных гуманитарных чиновников. Не отстают, кстати, и наши чиновники.

В интервью газете “Эхо” Л.Брандт объяснил, что Азербайджану выделено около 2 млн. долларов, и около 1/3 этих средств (600 тыс.) расходуется на беженцев из других стран. Цифра крохоборская. Соответственно и помощи не хватает. Поэтому читать в “Эхо” панегирик в адрес УВКБ со стороны “осчастливленного” чеченца Мацаева было горько. Можно понять, когда ООН жалуется на свою бедность, но дойти до того, чтобы организовывать “карманных”, прикормленных чеченцев, которые бы их прославляли за 15 долларов в месяц, – это означает переплюнуть даже наши власти!

На просьбы помочь выехать в третью страну чеченцам выдают клочок бумаги с ксерокопированным объяснением, что “ни одна страна, принимающая мандатных беженцев, не выразила желания принимать беженцев из Российской Федерации, Чеченской Республики. Таким образом, УВКБ ООН не может рассматривать переселение в третью страну как возможное для вас решение”.

К чему подталкивают чеченцев, ставя их в положение бесправных изгоев, на грань вымирания от голода и болезней? Здесь не надо обладать даром предвидения, достаточно пройтись по заголовкам газет: чеченцы украли заложника, чеченцы обманули того-то, чеченцы стреляли в полицейского…

Им не надо нашей благотворительности и ооновских подачек, просто отстаньте от них со своими подозрениями, придирками и вымогательством, дайте им жить, как мы! Пусть мужчины имеют законную возможность зарабатывать хлеб, а женщины с детьми не вздрагивают от ночного стука в дверь, не зная, что там – российская “зачистка” или очередной сбор дани участковым. Они – такие же люди и от Аллаха, и по Конституции.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год


Метки: