НУРАНИ
Экстрадиция из Грузии в Россию 13 чеченских боевиков, судя по всему, к общему потеплению между Тбилиси и Москвой, во всяком случае в чеченском вопросе, не привела. События вокруг села Георгиевское в Абхазии грузинские власти назвали провокацией. Тем не менее в течение всех минувших выходных российские СМИ продолжали обсуждать вопрос, куда направилась “банда Руслана Гелаева” из-под села Георгиевское, и транслировать рассказы местных жителей, уверявших, что имели дело вовсе не с “самодеятельными боевиками”.
Не обошлось и без представителей силовых структур сепаратистского режима Абхазии, утверждавших, что они уже не в первый раз задерживают чеченцев вместе с грузинами.
Однако 10 октября события приняли драматический оборот. Министр обороны самопровозглашенной “Республики Абхазия” Владимир Миканба заявил агентству “Интерфакс”, что в последние часы чеченские и грузинские боевики в Кодорском ущелье Абхазии активизировали свои действия и “не исключено наступление боевиков на ряд населенных пунктов в Гульрипшском районе республики”. “Военное командование” сепаратистов привело свои “разведданные”, согласно которым в Кодорском ущелье будто бы находятся от 400 до 500 чеченских и грузинских боевиков под командованием чеченского полевого командира Руслана Гелаева.
“Сейчас, по оперативной информации, из Панкисского ущелья Грузии идет переброска еще 500 чеченских боевиков в Абхазию”, – заявил Миканба,после чего перешел к открытому шантажу, дав понять, что не исключает при таком развитии событий объявления “всеобщей мобилизации” в самопровозглашенной “республике”. Параллельно “абхазские власти” продолжали утверждать, что “крупный отряд чеченских и грузинских боевиков захватил село Георгиевское”, однако вскоре боевики были оттуда выбиты, а куда после этого направились – неизвестно.
Однако уже через несколько часов многие СМИ сообщили, что 10 октября в районе Кодорского ущелья Абхазии, причем, как указал все тот же “Интерфакс”, “в районе концентрации грузинских и чеченских боевиков”, был сбит вертолет Ми-8 миссии военных наблюдателей ООН. Как сообщают источники в “министерстве обороны Абхазии”, по предварительным данным, в 10.00 по бакинскому времени вертолет вылетел из аэропорта Сухуми и был сбит через пятнадцать минут в районе Кодорского ущелья.
На борту Ми-8, по некоторым данным, находились шесть военных наблюдателей ООН и три члена экипажа. Официальный Тбилиси пока что предпочитает хранить молчание и никак не комментирует сенсационное сообщение “минобороны Абхазии” о сбитом ооновском вертолете. Не выступает со специальным заявлением и ооновская миссия в Абхазии.
Тем не менее нелишне будет вспомнить, что “вооруженные силы” самопровозглашенной Абхазии сами располагают солидным арсеналом средств ПВО. Более того, еще в тот период, когда законные власти Грузии контролировали Сухуми, а руководящие структуры сепаратистов размещались в Гудауте, то есть до осени 1993 года, тут была отработана своя технология, когда самолеты и вертолеты сбивали при помощи “переносных зенитно-ракетных комплексов” с катеров, находившихся в море, – отследить такие “средства ПВО” очень трудно, если вообще возможно. Тем более что, исследуя обломки подбитого ракетой вертолета, никак не установить, чеченец, грузин или абхаз ее запустил.
В то же время сбитый ооновский вертолет – это еще и безотказный способ не прсото привлечь внимание мировой общественности к ситуации в Кодорском ущелье, но еще и убедительно доказать, что тут сложилось весьма опасное положение, требуется немедленное вмешательство и т.д.
При этом понятно и другое. Россия постоянно предпринимает попытки надавить на Грузию, используя при этом и “чеченскую”, и “абхазскую” карты. И сегодня для этого создан более чем благоприятный момент. Во-первых, после трагических событий 11 сентября симпатий к чеченским сепаратистам в мире заметно поубавилось.
Во-вторых, внимание мировой общественности отвлечено на начавшуюся антитеррористическую операцию США в Афганистане, так что журналистам, политикам и т.д. просто не до Грузии с Абхазией.
А в-третьих, в Москве рассчитывают, что Запад, скорее всего, не захочет рисковать отношениями с Россией, поддержавшей сквозь зубы американскую акцию в Афганистане, ради Тбилиси, пусть даже Шеварднадзе обладает в мире большим авторитетом и симпатиями многих отставных и “действующих” политиков. Так что опасности нынешнего развития событий в Абхазии как минимум не следует недооценивать. И уж во всяком случае это повод еще раз вспомнить, что региональные конфликты, “замороженные” на стадии прекращения огня, но не урегулированные до конца, могут “вспыхивать”. В том числе и по заказу внешних сил.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год