НУРАНИ
По информации РИА “Новости”, начальник генерального штаба вооруженных сил России Анатолий Квашнин прибыл вчера в Армению, сообщили в управлении информации и пропаганды минобороны Армении. Запланированы встречи Квашнина с президентом Армении Робертом Кочаряном и министром обороны, секретарем совета безопасности при президенте страны Сержем Саркисяном. Кроме того, как предполагается, сегодня Анатолий Квашнин посетит 102-ю российскую военную базу, расположенную в Армении, в городе Гюмри.
Как того и следовало ожидать, ни в Москве, ни в Ереване не торопятся афишировать подробности переговоров Квашнина с армянским руководством. Более того, если учесть, сколь крупный российский воинский контингент развернут сегодня в Армении, то визит начальника генштаба вооруженных сил России в Ереван, возможно, выглядел бы вполне естественно, если бы не ряд обстоятельств.
О том, что после терактов 11 сентября в мире возникла принципиально иная политическая ситуация, силовая акция США против террористической инфраструктуры в Афганистане может начаться в любой момент и т.д., говорится по поводу и без повода. Без сомнения, это не означает, что других задач и вопросов в “рабочем календаре” Квашнина не может быть в принципе.
Но вот насколько необходимо в этой связи начальнику генштаба России, в первые дни подготовки к антитеррористической операции, посетив Центральную Азию, сопредельную с Афганистаном, и проводив практически в режиме “нон-стоп” переговоры и с местным руководством, и с лидерами афганского антиталибского альянса, отправляться сейчас в Армению? Вряд ли в Москве рассчитывали просто в очередной раз продемонстрировать крепость российско-армянской дружбы – в столь громких акциях сегодня просто нет нужды.
Более того, в конце минувшей недели Ереван посетила делегация российских журналистов. От имени Международной конфедерации журналистов президенту Армении был преподнесен символичный подарок: часы с московским временем. Так что “жестов” в последнее время и так было предостаточно.
Куда логичнее предположить другое: скорее всего, визит Квашнина в Армению вызван “острой необходимостью”. Попытки радикального решения региональных проблем, когда внимание мирового сообщества отвлечено на проблемы глобальные, предпринимаются не впервые. В январе 1991 года в центре внимания мирового сообщества находится ситуация в Персидском заливе.
Иракские войска оккупировали Кувейт, а антииракская коалиция во главе с США начинает силовую операцию “Буря в пустыне”… Воспользовавшись ситуацией, когда остальному миру по большей части не до событий на постсоветском пространстве, Москва предпринимает попытку силового подавления движения за независимость в Литве и Латвии.
Похожим образом развивались события и в 1993 году в Грузии. Пока мир с напряженным вниманием следил за противостоянием парламента и президента в России, отряды абхазских сепаратистов, при очевидной поддержке российских силовых структур штурмом взяли Сухуми. Количество жертв среди мирного населения тогда было астрономическим.
Повторение подобной тактики в то время, когда внимание мирового сообщества отвлечено на Афганистан, бен Ладена и т.д., весьма вероятно. Конечно, можно предположить, что “точкой приложения сил” окажется Чечня. Однако теперь уже и московские генералы понимают, что решить чеченскую проблему “за два часа силами двух полков” невозможно.
И трудно исключать, что на сей раз в центре внимания России окажется Южный Кавказ. Где ее единственный стратегический союзник – Армения. А это значит, что нам как минимум следует быть готовыми к неожиданному развитию событий.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год