Что будет с бюджетом Азербайджана?

Р.НАСИРОВ

Известно, что в проекте бюджета 2002 года, а он сейчас находится на рассмотрении у президента страны Гейдара Алиева, заложена базовая цена продажи 1 барреля нефти – 22 доллара. Как, впрочем, и в бюджете текущего года. Пока еще эта цифра не окончательная, поскольку после того, как с проектом ознакомится президент и документ поступит в парламентскую комиссию по экономическим вопросам, бюджет следующего года будут обсуждать депутаты Милли меджлиса. Может быть, они за “$22” и не проголосуют.

Хотя, по словам отказавшего назваться работника аппарата ММ по экономическому законодательству, прогнозами на цены на нефть занимаются профессионалы Министерства финансов и Минэкономразвития (МЭР) и этим людям придется доказывать на парламентских дебатах свою правоту и обосновывать, откуда вообще была взята эта цифра. Собственно, аналогичным вопросом задался и первый участник нашего блиц-опроса профессор, доктор экономики Захид Мамедов.

Он считает, что при составлении данной прогнозной составляющей бюджета 2002 года за основу был взят опыт российских экономистов, первыми вложивших в госбюджет РФ следующего года цифру “22”. По мнению экономиста, даже такая могущественная держава, как Россия, в вопросе регулирования цен на нефть выступает с весьма ограниченных позиций. А экспортные возможности Азербайджана в общей доле продажи “черного золота” (80% которого приходится на страны ОПЕК) и того меньше. Более того, в России уже давно идут разговоры о создании некоего Стабилизационного фонда – структуры, в которой будут аккумулироваться излишки денег от продажи нефти. З.Мамедов считает, что неплохо было бы создать подобный фонд и в Азербайджане.

Тогда благодаря деньгам фонда удалось бы залатать бюджетные дыры. По-своему объяснил ситуацию магистр экономики, главный редактор журнала “Сойдаш” Акпер Эльдароглу. По его мнению, видимо, при разработке бюджета следующего года чиновники ориентировались на прогнозы международных экспертов по ценам на нефть на мировых рынках. Последние предсказывают, что в связи с предстоящей войной спрос на нефть в 2002 году возрастет и цена составит $25 – 26 за баррель. Потому авторы бюджета и решили подстраховаться и заложили в проект базовые 22 доллара.

Другое дело, насколько правильно ведется в Азербайджане экономическая политика? Ведь согласно статистике двухлетней давности, 54% доходной части бюджета составляли средства, вырученные от продажи нефти и нефтепродуктов. А.Эльдароглу считает, что в следующем году эта цифра будет равна 40 – 45%. Следовательно, учитывая, что нефтяная отрасль играет роль локомотива отечественной экономики, чиновникам следует особо осторожно определять бюджетную политику.

Раскрыл предыдущую мысль доцент Азербайджанского государственного экономического университета, кандидат экономических наук Зохраб Ибрагимов, сказавший, что уже сегодня необходимо подстраховаться и вложить в бюджет цену на нефть не $22 за баррель, а, например, 18 – 20 долларов. Во-первых, это создаст условия маневра в будущем излишками средств от реализации “черного золота”, и, во-вторых, в случае неожиданного и резкого отклонения реальных данных от прогнозных цифр поможет экономить время правительству, которое должно будет корректировать госбюджет.

В принципе сказанное президентом Ассоциации экономического развития Орханом Керимовым подытожило предыдущие комментарии. Например, экономист считает, что государство должно обладать материальными ресурсами для компенсации расходной части бюджета в случае, если не удастся выполнить его доходную часть. Во-вторых, Азербайджан не должен ориентироваться на экспорт нефти, поскольку уже сегодня 50 – 60% доходной части госказны составляют именно эти деньги. Названные факторы создают определенную долю риска в выполнении бюджета.

Что касается прогнозной цифры – $22, то О.Керимов считает, что скорее всего реальная цена на нефть в следующем году будет ниже этого показателя. При этом Керимов оговорил, что досконально утверждать, какой будет цена на углеводороды в следующем году, не может никто, поскольку все будет зависеть не только от степени давления Америки на ОПЕК, но и политики других государств.

Например, на мировых нефтяных биржах бывают дни, когда 50 – 60% реализованной нефти приходится на долю Саудовской Аравии. Нельзя также сбрасывать со счетов интересы таких экспортеров нефти, как Россия, Мексика и Норвегия. Подведем итоги. Большинство опрошенных нами независимых экономистов (мы умышленно не стали противопоставлять мнения чиновников и оппозиционеров) сошлись в мнении, что $22 за баррель нефти слишком “неосторожный” прогноз. Разницу составляла лишь статистика, которую приводили респонденты. Но и эту погрешность можно списать на противоречивость источников, из которых экономисты черпали информацию.

Важно другое: уже сегодня для большинства экспертов цена продажи нефти следующего года кажется не совсем реальной. Образно говоря, госбюджет следующего года может просто лопнуть. А это значит, может не быть выполнена расходная часть бюджета, от которой зависят предстоящие компенсация льгот, повышение пенсий, своевременность их выплаты и т.д. Масса социальных составляющих…

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год


Метки: