Персидский залив: удар молнии в бочку с нефтью?

НУРАНИ

Предположения, что Ирак наряду с Афганистаном может оказаться в числе главных целей американской антитеррористической операции, приобретают конкретные черты. Заместитель командующего силами США в Европе генерал Карлтон Фулфорд прибыл в Анкару для обсуждения со своими турецкими коллегами вопросов борьбы с экстремистскими исламскими группировками.

И, как заявил американский генерал журналистам, военные базы на турецкой территории будут главными опорными пунктами войск США в случае операции против Ирака. По его словам, пока нет прямых доказательств участия Ирака в терактах в США 11 сентября, тем не менее возможной причастности Багдада к этим преступлениям генерал исключать не стал. Фулфорд также отметил, что турецкие военные оказывают США всестороннюю помощь в сборе разведывательной информации и обеспечении безопасности их граждан.

Именно в зоне Персидского залива сосредоточено огромное количество американских и британских войск. Растет обеспокоенность в самом регионе Залива. Так, две ведущие авиакомпании стран Залива застраховались от военного риска на 2 млрд. долларов. Сумма страховки компании Gulf Air (совладельцы – Бахрейн, Катар, Султанат Оман и эмират Абу-Даби) составила около $50 млн.

Такую же сумму заплатила авиакомпания Emirates (владелец – правительство эмирата Дубай – ОАЭ). Страховые расходы будут покрыты за счет увеличения стоимости авиабилетов. В Ираке возможность нанесения американских воздушных ударов обсуждается уже в открытую и на весьма высоком уровне.

Вопрос, однако, в том, что возможная военная акция США против Ирака может не получить ожидаемой поддержки у других стран Залива, в том числе тех, кого в мире продолжают считать верными союзниками США. Так, нефтяные эмираты Залива прямо заявили, что откажутся поддержать Вашингтон, если в рамках “операции возмездия” будет совершено нападение на одну из арабских стран. Такое коллективное решение было принято на прошедшем в Эр-Рияде экстренном совещании глав МИД шести стран-членов совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Об этом стало известно еще 25 сентября.

В тот же день представители оборонных ведомств Бахрейна, Кувейта, ряда других стран региона официально опровергли сообщения о предоставлении ими военных льгот США. В Манаме замминистра иностранных дел Абдул Гафур заявил, что решение об использовании американскими ВВС бахрейнского архипелага для нанесения воздушных ударов по базам террористов в Афганистане “до сих пор не принято”.

По его словам, “этот вопрос все еще находится в стадии рассмотрения”. Еще дальше пошли в Саудовской Аравии, где отказались предоставить в распоряжение американских военных новейший центр управления тактической авиацией, находящийся на базе ВВС “Принц Султан”. Этот командный пункт позволяет контролировать массированные воздушные атаки на расстоянии в несколько тысяч километров.

Более того, в эмиратах Залива уже готовы лоббировать и интересы Афганистана. Так, 27 сентября Саудовская Аравия и ОАЭ призвали США проявить сдержанность и дать шанс политическим усилиям. Саудовский министр иностранных дел принц Сауд Аль-Фейсал на переговорах с делегацией ЕС отметил, что если Вашингтон начнет “поспешное и непропорциональное нападение на Афганистан”, то это грозит “катастрофическими последствиями” и призвал к сдержанности.

Министр обороны ОАЭ шейх Мухаммед Аль Мактум призвал США не действовать в спешке, а дать шанс дипломатии. Он отметил, что военная операция приведет к “гуманитарной катастрофе, которая затронет миллионы людей”. Министр также отметил, что борьба с международным терроризмом должна быть направлена и против “терроризма Израиля”.

Подобное поведение эмиратов Залива может иметь только одно объяснение: правящие семьи в “нефтяных эмиратах” более не в состоянии игнорировать набирающую силу исламскую оппозицию. В самом деле, США для них – это и главный гарант безопасности, прежде всего от того же Ирака, периодически обещающего нанести “удары возмездия” по Саудовской Аравии и Кувейту, и Ирана, имеющего территориальные споры со многими эмиратами Залива, и ведущий экономический партнер, прежде всего покупатель нефти.

Говорить же о реальных интересах эмиратов в Афганистане можно только с очень большой натяжкой. При этом власти “нефтяных эмиратов” могли поставить под удар собственные отношения с США только в том случае, если давление внутренней оппозиции было достаточно велико.

В силу известной закрытости общества в абсолютных теократических монархиях говорить о серьезном мониторинге общественного мнения тут не приходится. Тем не менее признаков роста влияния радикальных исламистов в странах Залива более чем достаточно. Основные кадры той же “Аль-Гаэды” рекрутируются вовсе не в бедной и воюющей Палестине и тем более не в Афганистане с его почти поголовной неграмотностью, а в куда более богатых и благополучных “нефтяных эмиратах” Залива.

Среди подозреваемых в причастности к терактам, совершенным в Вашингтоне и Нью-Йорке, подавляющее большинство составляют выходцы из “нефтяных эмиратов” Персидского залива, в том числе Саудовской Аравии и ОАЭ. Саудийцы взрывали американский эсминец “Коул” в Йемене.

Да и сам Усама бен Ладен тоже родом из Саудовской Аравии. С берегов Персидкого залива происходит и большинство его подчиненных. Именно в Саудовской Аравии бен Ладен, возвратившись в 1989 году из Афганистана, основал свою группировку “Аль-Гаэда” и начал борьбу и с США, и с “проамериканскими властями Саудовской Аравии”.

А это уже не позволяет исключать, что переход США к активным действиям в ходе антитеррористической операции может спровоцировать резкий рост напряженности в Персидском заливе – вплоть до исламистских мятежей в “нефтяных эмиратах”. И к каким последствиям приведет удар молнии в бочку с нефтью, можно только догадываться.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год


Метки: