В Афганистане продолжаются бои

НУРАНИ

Согласно последним сообщениям из Афганистана, на севере страны продолжаются кровопролитные бои между отрядами Северного альянса и вооруженными формированиями талибов. 22 сентября наблюдатели российского Пянджского погранотряда, контролирующего один из участков таджикско-афганской границы, сообщили, что бои между Северным альянсом и талибами на Имам-Сахибском направлении с применением танков, артиллерии, группового и стрелкового оружия развернулись на расстоянии от 5 до 10 километров от афганской границы.

Здесь, как полагают военные эксперты, сосредоточены до 15 тысяч сторонников движения “Талибан” – так называемой северной группировки талибов, расположенной в северных провинциях Афганистана Тахор и Кундуз.

Однако уже к утру 24 сентября информационные агентства начали передавать сообщение об успешном наступлении Северного альянса. В провинции Балх отряды под руководством генерала Абдурашида Дустума оттеснили талибов от крупного речного порта Термез и вышли на афганско-узбекскую границу.

Кроме того, отряды Дустума блокировали с востока административный центр провинции Балх – Мазари-Шариф, крупнейший город севера Афганистана и видный религиозный центр страны, и заняли важный населенный пункт Гури-Мар в 20 км к востоку от города. Тема оказания совместной военной помощи Северному альянсу активно обсуждается в ходе дипломатических контактов многих стран, в том числе России и США. Аналитики и журналисты даже выдвигают версии, что в ходе предстоящей антитеррористической операции “основную работу” предстоит выполнить именно бойцам Северного альянса.

В лагере самих “северян” тоже сложилась достаточно непростая ситуация. После гибели Ахмад Шаха Масуда, главнокомандующего войсками “северян” и одного из самых известных и влиятельных афганских “полевых командиров”, бесспорного лидера у Северного альянса нет. Очевидно, что бывший президент страны Раббани претендовать на эту роль вряд ли сможет.

Оставаясь номинально законным президентом Афганистана, реальной властью Раббани не обладал, и в Северном альянсе куда большим влиянием пользовались те самые “полевые командиры”. То есть в последнее время еще при жизни Ахмад Шаха Масуда роль Раббани по сути дела была сведена к “представительским функциям”. Посланники России достаточно долго вели переговоры с преемником Ахмад Шаха Масуда на посту главнокомандующего войсками Северного альянса генералом Мохаммедом Факим ханом, однако уже в минувшие выходные российские “силовики” покинули столицу Таджикистана и направились в Сочи на встречу с отбывшим в очередной отпуск президентом.

Одновременно с этим на севере Афганистана все большее влияние приобретает лидер этнических узбеков генерал Рашид Дустум. Речь идет не только о перераспределении сил в самом альянсе, где вектор явно смещается от таджикской группировки Раббани к узбекской, во главе которой стоит Рашид Дустум. Куда важнее другое: сегодня “своим” лидером обзавелась каждая из крупных этнических общин Афганистана.

Пуштуны предпочитают объединяться вокруг главы талибов муллы Мохаммеда Омара, таджики по-прежнему ориентируются на Раббани и Факим хана, узбеки идут за генералом Дустумом. Проще говоря, избыток вождей при отсутствии лидера. Госсекретарь США Колин Пауэлл в интервью телекомпании АВС заявил, что США не ставят перед собой целью свержение режима талибов в Афганистане, и на сегодняшний момент это не является главной задачей администрации США. По словам главы американской дипломатии, многое будет зависеть от дальнейшего поведения самих талибов, от того, продолжат ли они оказывать поддержку Усаме бен Ладену.

США, по словам госсекретаря, в первую очередь заинтересованы в том, чтобы добраться до террористической организации “Аль-Каида” и ее руководителя Усамы бен Ладена. Тем не менее на Западе, похоже, не намерены повторять ошибок, допущенных в ходе войны в Заливе, когда уже в конце операции “Буря в пустыне” выяснилось, что в Ираке по сути дела нет авторитетной оппозиции, способной удержать в своих руках власть.

В результате в центре внимания мировой политики неожиданно оказался престарелый Закир шах – бывший король Афганистана, живущий в изгнании в Риме. В 1973 году он был свергнут принцем Мохаммедом Даудом и вынужден был покинуть страну. Впрочем, сам Дауд продержался у власти недолго. Так и не выбрав, просоветский или проамериканский курс на международной арене ему следует проводить, Дауд стал жертвой военного переворота в апреле 1978 года.

К власти пришли афганские марксисты, во главе страны оказался Нур Мухаммед Тараки, переворот назвали “Саурской революцией”, в СССР его именовали “апрельской революцией”. Потом сам Тараки был отстранен от власти, а позже и убит по приказу Хафизуллы Амина, в декабре 1979 года во время штурма президентского дворца Дар-уль-Аман в Кабуле советскими спецподразделениями Амин был убит, и во главе страны оказался ставленник СССР Бабрак Кармаль…

Словом, после серии военных переворотов, мятежей и долгой гражданской войны время царствования Закир шаха воспринимается многими афганцами как “золотой век”. Более того, как показывают результаты опросов, значительная часть населения Афганистана высказывается за реставрацию монархии и возвращение Закир шаха.

Как сообщила газета The Washington Post, госдепартаменту США удалось заказать на контролируемой талибами территории опрос общественного мнения. При этом газета не сообщает, каким образом госдепартамент добился проведения такого опроса и кто именно и как его проводил.

Согласно данным этого опроса, в частности, трех четвертей населения Афганистана на территории, контролируемой режимом талибов, выступают за созыв “джирги” для формирования нового правительства страны. Опрос также показал, что позиции лидеров талибов муллы Мухаммеда Омара среди афганцев очень непрочны, так как в его способности быть сильным командующим уверены лишь около 12% опрошенных. В то же время примерно 50% опрошенных заявили, что наиболее подходящим лидером считают находящегося в эмиграции короля Афганистана Мухаммеда Захир шаха. По информации ряда СМИ, в столице Италии с Закир шахом встретился специальный представитель генерального секретаря ООН по Афганистану Франсиск Вендрелл.

На встрече бывшего монарха и Вендрелла обсуждались перспективы примирения в Афганистане. Бывший король находится в центре оживленных переговоров, которые ведут представители международного сообщества и антиталибской оппозиции. Главной целью этих консультаций является созыв лоя джирги – традиционного афганского национального собрания, объединяющего наиболее уважаемых представителей этнических, социальных и политических групп Афганистана.

Именно джирга должна будет сформировать правительство национального единства и, по замыслу Запада, принять конституцию Афганистана. “Многие афганцы связывают большие надежды с миссией примирения, которую может выполнить Захир шах”, – отметил Вендрелл.

Вместе с тем многие наблюдатели предполагают, что в ближайшие дни в Риме состоится встреча представителей афганской оппозиции и бывшего короля этой страны Мохаммада Захир шаха. Как заявил Мустафа Каземи, лидер поддерживающей Северный альянс оппозиционной талибам афганской партии Хезб-э-Вахдат со штаб-квартирой в Тегеране, в Афганистане есть возможность создать механизм для объединения сил, способных прекратить войну. Каземи считает, что есть возможность создания коалиции, не последнюю роль в которой сыграет бывший король Захир шах.

В свою очередь сам Закир шах обратился по радио к афганскому народу с призывом созвать совет всех вождей племен для выборов переходного правительства.

И хотя США пока что не торопятся оказывать королю финансовую поддержку и ограничиваются лишь вежливыми заявлениями, что Вашингтон приветствует его усилия по урегулированию ситуации в Афганистане, очевидно, что у “забытого короля” есть серьезные шансы вновь оказаться на политической авансцене Афганистана. Другое дело, что он скорее всего призван сыграть роль “буферного главы государства”.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год


Метки: