Почему компьютер взяток не берет?

Ч.МАМЕДОВ

“Правила приема на государственную службу в органы исполнительной власти посредством конкурса” утверждены указом президента страны. Казалось бы, радоваться и приветствовать: наконец-то в жизненно важные госучреждения Азербайджана хлынет новая волна чиновников – компетентных, порядочных, честных, а хапугам и взяточникам теперь уже недолго “править балом”.

Тем более, для этого нужно не так уж и много – набрать 80% итогового балла во время тестового экзамена в два этапа (проверка профессиональных и личных качеств кандидата), да плюс 20% в проводимом индивидуально и не менее 20 (?) минут собеседовании. И дело в шляпе – “хороший” чиновник готов! Примечательно, что согласно правилам, а большей частью – по загадочной иронии судьбы, тестовый экзамен будет проводить Государственная комиссия по приему… студентов (ГКПС).

Вполне возможно, что уже накатанная ГКПС дорожка по тестированию абитуриентов сыграла здесь решающую роль.

Да и с материальной точки зрения, создавать для приема на госслужбу новую структуру в условиях плачевного состояния госбюджета – накладно. Но думается, в данном случае вполне резонно задаться вопросом: по каким критериям оценивать эффективность тестирования, проводимого ГКПС, если уже в самом начале учебного года “счастливых” студентов-первокурсников более всего волнуют установленные преподавателями “тарифы” на экзамены и зачеты, нежели изучаемые предметы?

Яркий пример, когда компьютеру уже изначально уготована незавидная роль “ширмы”, которая действительно взяток не берет. Потому как, во-первых, еще рано, а во-вторых, с этим чуть позднее замечательно справится и сам человек. Отсюда, наверное, и надо плясать, прежде чем радоваться и наивно надеяться на свежие ветры перемен в подборе и расстановке госчиновничьих кадров.

Есть конечно же, и другой аспект. Не каждый руководитель психологически готов и полон желания работать с “человеческим материалом”, который ему могут “подсунуть” компьютер и группа собеседования, созданная “соответствующим органом управления”. Как заметил в краткой беседе с нами один из госслужащих, облаченный довольно широкими полномочиями и пожелавший остаться неизвестным: “Свою команду должен набирать я сам – мне с ней работать.

И потом, черезчур умных мне не надо, они зачастую неуправляемы”. Вот и добрались до главного. Самый нужный сегодня чиновник – это “управляемый”, то есть не просто умеющий подчиняться, а делать это беспрекословно, почти как в центре ядерных исследований.

К сожалению, ущербная кадровая политика, проводимая в Азербайджане уже не один десяток лет, создала в стране весьма основательную и “рентабельно” работающую кузницу кадров чиновников, которых государство сегодня имеет и, видимо, еще долго будеть иметь.

Чиновник сегодня (особенно высокопоставленный) просто хронически не успевает управлять порученным участком работы, да и как здесь успеть, когда идет вселенский дележ госимущества, от которого зависит не только обеспеченная старость, но и будущее благополучие его домочадцев. Поэтому чисто “по-человечески” чиновника можно понять: пока есть шанс и должность, нужно многое успеть, чтобы завтра не быть просто почетным пенсионером, но иметь еще и не менее “почетный” имущественный ценз. Никто не спорит с тем, что и законы о госслужащих, и правила их приема на работу имеют место быть в Азербайджане.

Но думается, стране прежде всего необходима атмосфера, в которой все это может и будет действенно работать. А ее, увы, пока нет. Не потому ли солидные международные организации хвалят Азербайджан только за принятие демократических законов и почти никогда – за их результаты.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год