Мировая война с невидимым врагом

НУРАНИ, И.РЗАЕВ, Н.АЛИЕВ

В США старт акции возмездия, получившей название “Благородный орел”, уже дан официально – соответствующий указ подписал президент страны Джордж Буш-младший. В Индийский океан из японского порта Йокосука направились две авианосные группы США.

Части американского спецназа готовятся к выполнению своих боевых задач. А официальные представители США и НАТО уже обещают, что операция возмездия будет проведена, несмотря даже на потери и жертвы со стороны самих американцев.

США вряд ли ограничатся одним Усамой бен Ладеном. Министр обороны США Дональд Рамсфельд в интервью CNN заявил, что есть очевидные доказательства поддержки международного терроризма рядом стран. Кроме того, по его словам, возглавляемая Усамой бен Ладеном террористическая организация “Аль-Гаэда” действует в 50 – 60 странах мира, не только в Европе и на Ближнем Востоке, но и в Азии “и, конечно, в Соединенных Штатах”. Кроме того, министр обороны США Дональд Рамсфельд подчеркнул, что проблема терроризма не сводится к “Аль-Гаэда” или бен Ладену.

Это проблема целого ряда террористических организаций, отметил он и вновь пообещал, что кампания по искоренению терроризма будет направлена “в корень проблемы”, то есть не просто против террористов, но и против укрывающих их стран. В первые дни развертывания операции “Благородный орел” и переговоров по созданию антитеррористической коалиции журналисты иронизировали по поводу того, что для подготовки современной коалиционной войны нужно несколько месяцев, а мельчайшие подробности операции задолго до ее начала обсасываются в эфире и на страницах газет.

Теперь тональность комментариев изменилась: несмотря на то, что подробности самой операции “Благородный орел” еще не оглашены, формирование антитеррористической коалиции в мире идет полным ходом. Активное участие в грядущей операции примут военнослужащие Великобритании. Власти Австралии уже заявили, что военнослужащие этой страны готовы принять участие в антитеррористической операции. Турция заявила о готовности предоставить военную базу “Инджирлик” для использования в антитеррористической операции.

С аналогичными заявлениями выступил ряд союзников США по НАТО, в том числе и тех, чье воздушное пространство и военная инфраструктура вряд ли будут задействованы в операции в силу чисто географических причин, а также готовящиеся к вступлению в альянс Болгария и Албания. Власти Исландии подтвердили, что аэропорт в Кефлавике готов в любое время принять американские самолеты.

С осуждением террористических актов выступили даже те страны, которые США постоянно обвиняли в поддержке терроризма: Иран, Ливия, Сирия. К расследованию террористических актов активно подключилась и Швейцария. Местной полиции уже удалось установить, что двое из террористов-смертников приобрели в Швейцарии два ножа и пользовались при этом кредитной карточкой. Кроме того, с 1973 года в Швейцарии проживает сводный брат террориста, но ни в чем подозрительном он не замечен.

Судя по всему, предрешено и введение в Европе более жестких антитеррористических мер. В Лондоне вновь заговорили о том, что британская столица, по сути дела, является “Меккой” для террористов, и в этом городе совершенно легально действуют более 20 террористических группировок, в том числе ПКК, “Демократический фронт освобождения Курдистана”, “Группа Абу Нидаля” и т.д. В Бельгии всерьез рассматривают вопрос о возможности атаки террористов на штаб-квартиру НАТО.

Очевидно, что время дипломатических торгов действительно закончилось. И практически не осталось надежд, что Афганистан сумеет отвести от себя угрозу ответного удара США, выдав террориста номер один Усаму бен Ладена. В Кабуле откровенно тянут время и выступают с взаимоисключающими заявлениями: то выражают готовность вступить в переговоры с США о выдаче бен Ладена, то заявляют, что гостей не выдают, то требуют доказательств причастности саудийского миллионера-террориста к террористическим актам против США, то называют доказательства американских спецслужб “неубедительными”.

Заседание шуры – высшего религиозного совета улемов Афганистана – так и не смогло принять решение о судьбе бен Ладена, и в Кабуле уже в очередной раз обещают огласить его “завтра”. В ответ на все дипломатические маневры “Талибан” в США заявляют, что сейчас не время торговаться – надо действовать. В США, по поступающей информации, войска уже приведены в такую степень готовности, за которой не может не последовать боевой приказ – вопрос только в том, когда именно это последует.

А пока в дополнение к авианосцам, следующим в Индийский океан из японского порта Йокосука, с базы Норфолк в Средиземное море отправился авианосец “Теодор Рузвельт”. По последним данным, получили приказ оставаться в Средиземном море и авианосцы, которые уже должны были возвращаться в США. Готовятся к такому развитию событий и в Афганистане. Мобильный телефон самого бен Ладена отключен, и на звонки журналистов террорист не отвечает.

А сопредельные с Афганистаном страны уже вовсю укрепляют границу на случай прорыва беженцев и попыток проникновения вместе с ними талибских боевиков. Однако накануне уже не юридического, а фактического старта операции “Благородный орел” на постсоветском пространстве разворачивается очередной виток довольно острой геополитической конкуренции между США и Россией. Россия устами своего президента Владимира Путина официально заявила, что не будет участвовать в американской антитеррористической операции.

Ее твердые союзники в Центральной Азии – Таджикистан и Туркменистан, формально объявивший о своем нейтралитете – уже подтвердили, что не намерены предоставлять США свою военную инфраструктуру и воздушное пространство для военных ударов по Афганистану. А начальник генштаба Анатолий Квашнин тоже весьма резко отвергает любые предположения насчет использования военной инфраструктуры Центральной Азии. Похоже, вновь проявились острые разногласия внутри самого российского руководства, где, похоже, опять столкнулись интересы “прозападников” и сторонников “жесткой линии”. Позиция Азербайджана в мировых СМИ обсуждается не так остро, как поведение Таджикистана, Узбекистана и Туркменистан.

Тем не менее мировые СМИ указывают, что Гейдар Алиев одним из первых выразил соболезнование американскому народу и готовность содействовать в розыске и наказании террористов. Несмотря на то, что в районе Нефтяных Камней можно было без особого труда смотреть программы афганского телевидения точно так же, как в южных районах Азербайджана в телеэфире присутствует Иран, общей границы с Афганистаном у нашей страны нет. Но значит ли это, что события последних дней касаются Азербайджана “постольку-поскольку”? “Пока рано говорить об участии Азербайджана в антитеррористической операции”, – заявил в интервью “Эхо” руководитель отдела по внешней политике исполнительного аппарата (ИА) президента Новруз Мамедов.

По его мнению, точный сценарий боевых действий сегодня неизвестен. В МИД Азербайджана позицию нашей страны сформировали так: “Азербайджан поддерживает эту операцию устно, однако участвовать в антитеррористических действиях в какой-либо форме не будет”. Правда, не совсем понятно, что в МИД Азербайджана называют “антитеррористическими действиями” – непосредственное участие азербайджанских военнослужащих в операции “Благородный орел”, предоставление воздушного пространства или же сотрудничество в розыске и аресте возможных террористов.

При этом, согласно информации агентства “Туран”, в ответном послании посла США Росса Уилсона президенту Азербайджана говорится, что “в ближайшее время США намерены в тесном контакте с Азербайджаном вести работу по раскрытию подобных преступлений, наказанию виновных, активно участвовать в коалиции с целью покончить со всеми проявлениями международного терроризма”.

Как полагает американский эксперт Ариель Коэн, Азербайджан, как и другие постсоветские государства, может оказать помощь в проведении разведывательных операций, помочь в преодолении “языкового барьера” в тех случаях, когда понадобятся специалисты, владеющие фарси, урду, арабским, дари и пушту, предоставить право использовать свое воздушное пространство и военные базы, прежде всего базы ВВС, а также предоставить информацию о террористических сетях, прежде всего касающуюся их банковских операций. По мнению Коэна, бен Ладен и его союзники желали бы разрушения существующих режимов в Центральной Азии, на Кавказе и Ближнем Востоке.

Предупреждение весьма своевременное: лидер так называемого “Исламского движения Узбекистана” Джума Намангани возглавил сочувствующих талибам и бен Ладену боевиков в окрестностях афганского города Талукан, и в российских силовых структурах полагают, что ИДУ готовится к очередному витку боевых действий в странах СНГ. В свою очередь азербайджанские экологи уже успели прокомментировать возможные последствия применения в Афганистане тактического ядерного оружия. “Применение со стороны США даже тактического ядерного оружия несет угрозу всему региону”, – заявил в интервью “Эхо” эксперт в области ядерной физики, старший научный сотрудник Азербайджанского национального аэрокосмического агентства Яшар Гусейналиев.

Ареал распространения излучения даже после локальных ядерных ударов высок: радиоактивное излучение разносится ветрами, реками, дождями и т.д. Поэтому ядерный удар со стороны США создаст угрозу для населения и природы Азербайджана, сообщил эксперт. Есть только один способ предотвращения этой угрозы – неприменение ядерного оружия, заявляет Гусейналиев.

При этом в зарубежных масс-медиа постоянно появляются сообщения, что оружием массового поражения, в том числе бактериологическим и ядерным, располагает и бен Ладен. Между тем практически без внимания остается сегодня куда более реальная опасность. Азербайджан, как известно, упоминается в числе тех самых “50 – 60 стран”, на территории которых, как полагают американские эксперты, существует террористическая сеть Усамы бен Ладена. Это, естественно, не означает, что по территории Азербайджана может быть нанесен бомбовый удар – в конце концов, как признает тот же Дональд Рамсфельд, террористическая сеть бен Ладена существует и в США. К примеру, после сообщений ЦРУ США, что на территории Эквадора существует террористическая ячейка, являющаяся частью международной сети бен Ладена, власти этой страны уже начали активные “следственные действия” по выявлению сети бен Ладена на своей территории.

Туда в скором времени прибудут американские эксперты, которые и займутся расследованием. В отличие от Эквадора, у Азербайджана нет необходимости “реагировать” на известные заявления Вашингтона подобным образом. Правоохранительные органы и специальные службы Азербайджана отслеживают ситуацию уже давно, и серия арестов террористов на территории Азербайджана – красноречивое тому доказательство. Операция “Благородный орел” грозит довести до предела поляризацию настроений прежде всего в мусульманских странах.

После того, как президент Пакистана Первез Мушарраф официально заявил, что его страна поддерживает антитеррористическую операцию США, по Пакистану прокатилась волна акций протеста фанатиков. После визита в США президента Индонезии Мегавати Сукарнопутри зазвучали угрозы и в ее адрес. Лидеры ХАМАС уже назвали “предателями” всех мусульман, готовых поддержать США. Ответную волну терактов после начала операции “Благородный орел” прогнозируют сегодня все, кому не лень, и трудно исключать, что значительная ее часть будет предназначаться не самим США, а их союзникам в исламском мире.

Кроме того, теракты в Нью-Йорке и Вашингтоне заметно активизировали и темпы расследования деятельности террористической группировки бен Ладена, доказателством чему стала серия сенсационных арестов в странах Европы. И если в СМИ уже появилась информация, что один из террористов-смертников, возможно, воевал в Чечне, не исключено, что правоохранительным органам Азербайджана в скором времени тоже придется включаться в расследование. То есть причин опасаться возможных терактов на собственной территории, причем адресованных не столько США, сколько самому Азербайджану, у нас больше чем достаточно.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год