Р.ОРУДЖЕВ
Прошло несколько дней с момента обнародования принципов Общенациональной хартии по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта. Еще весной о начале ее создания заявили авторы прежней общей платформы по вопросам решения проблемы Эльдар Намазов и Тофиг Зульфугаров. На протяжении нескольких месяцев о ходе работы над документом регулярно сообщали СМИ страны.
Когда хартия была готова, с ней ознакомились практически все политические партии и общественные организации Азербайджана. И самое примечательное, что все они согласились с положениями общего для всего народа документа и поставили под ним свои подписи.
Успех был полным и даже неожиданным – трудно было в наших условиях предвидеть такое единодушие самых разных слоев общества. Казалось, что в силу неординарности события, после опубликования документа, в обществе должна была быть более живая реакция на происшедшее, нежели то спокойное чуть ли неравнодушие, свидетелями которого мы все стали.
Газеты сообщили о новости, телеканалы сделали короткие сообщения, и все. Практически никакой реакции на следующий день, уже, казалось, что накануне ничего и не было. Между тем основные авторы хартии относятся к такой реакции общества тоже весьма спокойно. Э.Намазов и Т.Зульфугаров не видят в этом ничего странного. Последний говорит, что это была “нормальная политическая акция, которая прошла определенный этап и завершилась более чем удачно”. Зульфугаров считает, что сотни подписей под хартией – свидетельство того, что все активные силы общества ознакомились и согласились с ней, а большего ждать и не следует. “Ваша газета осветила события, и другие тоже, – говорит бывший министр, – ну а что еще может быть?” Он считает, что достаточно того, что хартия уже получила положительные оценки во всех печатных органах, контролируемых теми или иными партиями в стране.
С ним солидарен и Э.Намазов, который говорит, что смысл хартии не подразумевает проведения больших публичных мероприятий. “Цель уже достигнута, она обнародована. В ближайшие дни хартия будет передана членам МГ ОБСЕ. Они давно предлагали нам представить им документ, но мы поставили условие, что сначала с ним должен ознакомиться азербайджанский народ”, – говорит Э.Намазов.
При этом известно, что правящая партия “Ени Азербайджан”(ПЕА) и сам президент пока своей реакции на обнародованный документ тоже не выразили. Хотя уже в субботу 15 сентября Г.Алиеву уже был направлен полный текст хартии. “Трудно говорить что-либо о позиции правительства по этому вопросу, – говорит Т.Зульфугаров, – когда оно сочтет нужным, и если сочтет нужным, то прореагирует. Конечно, это важный вопрос. Но я не хотел бы строить прогнозов на этот счет. Мы со своей стороны сделали что могли, как граждане Азербайджана”.
“В документе отражены наша воля, наши принципы и интересы, а сам по себе он карабахского конфликта не решает”, – говорит Намазов. Но во всяком случае отныне заявлены общие принципы, “ниже” которых уступки Азербайджана пойти не могут, говорит он.
“Теперь вряд ли возможны будут случаи, об одном из которых рассказал во время выступления в Ереване лорд Р.Джонстон, который заявил, что по имевшейся у него от покойного спикера армянского парламента К.Демирчяна информации, в свое время между сторонами обсуждались варианты урегулирования конфликта, которые предполагали отказ от принципа территориальной целостности”.
В свою очередь правозащитница Лейла Юнусова, известная критическим отношением к документу, заявила, что реакция общества на хартию вполне нормальна. “В документе не содержится ничего нового, – говорит Л.Юнусова. – Основное содержание его можно выразить словами “мы хотим, чтобы Азербайджану было хорошо, и не было плохо. А с этим трудно не согласиться, и потому все подписали его. Но истинный смысл заключался в пиаровской кампании по раскрутке “бывших”.
Вокруг хартии намеренно создавалась интрига, разговоры о том, что принципы обнародуют позже, только подогревали интерес, и все это было проведено весьма грамотно. С обнародованием хартии закончился первый этап кампании, и сейчас ее создатели приступают уже к раскручиванию новой организации форума общественных организаций и ее лидера Э.Намазова. То есть первый этап кампании плавно перерастает в другой”.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год