Обратный отсчет

НУРАНИ

Теракты в США сравнивают уже и с Перл-Харбором, и с началом новой войны. В мире говорят и о крушении прежней системы безопасности, и о необходимости серьезного пересмотра мировой политики. А в США полным ходом идет подготовка к нанесению ответного удара. Мировые СМИ практически ежечасно сообщают о перемещении американских авианосных групп, военных маневрах, боевых вылетах истребителей.

До истечения срока ультиматума, предъявленного США режиму “Талибан”, остается около суток. И, как заявил президент США Джордж Буш во время посещения здания Пентагона, Усама бен Ладен, который является главным подозреваемым в организации терактов, должен быть выдан “живым или мертвым”, и подчеркнул, что вооруженные силы США готовы защищать свободу любой ценой и “сделать все необходимое для обеспечения победы в войне с террористами, хотя за это придется заплатить”.

Как показывают опросы общественного мнения, нанесение военного удара по террористам в качестве акции возмездия за теракты в Нью-Йорке и Вашингтоне поддерживают 80% граждан США, хотя две трети опрошенных и не могут точно сказать, против кого именно США должны применить военную силу. Кроме того, если 52% опрошенных полагают, что военная кампания должна быть протяженной по времени и “всеобъемлющей”, то 36% уверены, что удар должен быть нанесен только по непосредственным виновникам трагедии.

Однако параллельно с обсуждением перспектив масштабной акции против террористов не меньшее внимание в США уделяется и такому болезненному вопросу, как рост антиарабских и антимусульманских настроений в обществе. Конечно, то, что происходит сегодня в США, ни в коей мере нельзя сравнить с “антикавказскими рейдами” в России.

Полиция не хватает на улицах всех “лиц арабской национальности”, не проводит рейдов по гостиницам и т.д. Тем не менее рост враждебности после терактов почувствовали на себе многие арабы, живущие в США, которые в один голос утверждают, что до 11 сентября они не знали, что такое расовые проблемы в США.

Джордж Буш посетил мечеть при Исламском центре в Вашингтоне и выступил с краткой речью, где отметил вклад американцев-мусульман в развитие многих сфер общества и призвал не считать всех мусульман террористами. С весьма жестким заявлением по поводу участившихся нападений на мусульман и арабов выступил и директор ФБР Роберт Мюллер.

Между тем в расследовании терактов, совершенных в Вашингтоне и Нью-Йорке, судя по всему, возник достаточно неожиданный сюжет. Как указывает лондонская Times, органы контроля финансовой деятельности лондонского Сити по просьбе ЦРУ проводят расследование подозрительных фактов продажи миллионов акций перед нападениями на Америку в прошлый вторник.

По сведениям газеты, в дни и недели, непосредственно предшествовавшие американской трагедии, были совершены необыкновенно крупные сделки по продаже акций авиакомпаний, страховых компаний и компаний, занятых производством оружия.

По сведениям Times, органы регулирования рынка ценных бумаг в Германии, Японии и США получили информацию о “коротких продажах” акций страховых компаний, авиационных компаний и компаний, занятых производством вооружений, все из которых упали в цене после нападений на Америку. Аналитик брокерской фирмы Сити Teather & Greenwood Ричард Кроссли заявил, что обратил внимание на подозрительные “короткие продажи” и массовый сбыт акций тех компаний, которые сильно пострадали от нападений террористов на Америку. Г-н Кроссли считает, что на этих сделках, возможно, крупно нажился тот, кто заранее, примерно недели за три, знал о готовившихся нападениях на Америку.

Тем не менее в центре внимания мирового сообщества по-прежнему находится ситуация вокруг Афганистана. Пакистан, чье правительство одним из первых признало “Талибан” в качестве законной власти в соседней стране, взял на себя роль посредника между талибами и всем остальным миром, и прибывшая в Кабул пакистанская делегация пытается уговорить руководство движения “Талибан” добровольно выдать Усаму бен Ладена для суда в США. На момент выхода в свет этого номера газеты пакистанская делегация еще находилась в Кабуле и переговоры о дальнейшей судьбе бен Ладена еще продолжались.

Очевидно, что жесткие требования США поставили “Талибан” в весьма непростое положение. Усаму бен Ладена в Афганистане считают не только “борцом за веру”, но и героем войны с советскими войсками. Небезынтересно, что как раз накануне терактов появились заметные признаки обострения отношений бен Ладена с лидерами талибов. Более того, на Среднем Востоке уже заговорили даже о возможности выдачи бен Ладена США. Теперь же после чудовищных терактов и на фоне обещания США провести акцию возмездия ситуация еще больше усложнилась.

Заявления типа “в XIX веке мы победили англичан, в ХХ веке – русских, а в XXI веке победим американцев” звучат на страницах прессы, конечно, весьма эффектно, однако разоренный и истощенный гражданской войной Афганистан нового конфликта, причем с американцами, уже не выдержит.

Кроме того, если талибы, желая “прикрыть” бен Ладена, ввергнут Афганистан в войну с США, то сказать, что по их популярности и авторитету будет нанесен сокрушительный удар, значит ничего не сказать – пример Милошевича, который распрощался с властью после бомбардировок Белграда и ввода натовских войск в Косово, достаточно красноречив. Но в то же время, сделав ставку на противостояние со всем внешним миром и доведя до абсурда идею борьбы за чистоту веры, они не могут пойти и на удовлетворение требований о выдаче бен Ладена.

Первоначально на переговорах с представителями Пакистана представители движения “Талибан” выдвинули собственные требования в обмен на экстрадицию террориста номер один: провести суд над бен Ладеном в нейтральной стране, снять санкции с Афганистана, прекратить оказание помощи и поставки оружия Северному альянсу, оказать правительству талибов экономическую помощь. Одновременно вопрос о выдаче бен Ладена был передан на рассмотрение шуры – совета улемов Афганистана, причем число его участников оказалось рекордным – около 1000 человек. Однако вскоре стало известно, что рассмотрение судьбы бен Ладена на заседании шуры уже отложено как минимум на сутки. И не исключено, что Афганистан будет затягивать решение этого вопроса и дальше.

В конце концов отыскать бен Ладена в афганских горах, арестовать его, несмотря на сопротивление личной охраны и соратников саудийского миллионера-террориста, и передать представителям США и Пакистана талибам будет достаточно сложно.

Плюс ко всему все сильнее проявляются и разногласия внутри самого лагеря талибов: в то время, как одни представители “Талибана” рассуждают о том, что шансы на благополучное решение “проблемы бен Ладена” составляют 60%, другие говорят о “джихаде” против США. Такое заявление, в частности, сделал вице-премьер правительства талибов мулла Мохаммад Хасан Ахонд в эфире радиостанции “Голос шариата”.

В то же время на встрече с журналистами госсекретарь США Колин Пауэлл заявил, что США стремятся “нейтрализовать и уничтожить” всю террористическую сеть, угрожающую Америке и остальному цивилизованному миру. Они “не собираются довольствоваться выдачей одного человека” – Усамы бен Ладена, хотя и “готовы с нее начать”.

Еще раньше министр обороны США Рамсфельд указывал, что антитеррористическая операция охватит территорию 60 стран. Так что если даже Афганистан согласится на выдачу бен Ладена, это предотвратит только военную операцию США в окрестностях Кандагара, но не акцию возмездия “Благородный орел” саму по себе.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год