С.ИСАЕВА
“В стране возникло еще одно государство под названием “Минздрав”. Оно существует по своим собственным законам, не предусмотренным законодательством Азербайджана, и уже привело к регрессу здравоохранения”. С этого прямого обвинения началась вчера пресс-конференции в офисе АНК ХГА бывшего главврача городской поликлиники Тамиллы Керимовой. По ее словам, сориентировав здравоохранение на собственный бизнес, министр здравоохранения Али Инсанов лишил население права на медицинскую помощь, гарантированную им Конституцией и Законом о здравоохранении.
Введение платных услуг осуществлялось с 1994 года. В одном из своих интервью начальник Управления хозрасчета Минздрава В.Аббасов, комментируя переход на платные услуги, сказал, что это делается с целью уберечь медицину от развала и получить за счет обеспеченных слоев населения возможность обслуживать необеспеченную его часть. Но если учесть, что подавляющая часть населения страны живет за чертой бедности, то непонятно, за чей счет они будут получать медицинскую помощь, говорит Т.Керимова.
И еще, необеспеченные слои населения не в состоянии платить за лечение, таким образом путь в медучреждения для них заказан. По расчетам бывшего главврача, почти 80% населения лишились возможности обращаться за медицинской помощью. Поэтому, в связи с полным переходом на платную медицину, по мнению Т.Керимовой, возникает острая необходимость создания так называемых “народных поликлиник”, где население могло бы получать необходимую помощь бесплатно.
Далее бывший главврач предложила журналистам оценить “пользу” от платной медицины самим медработникам и государству. Со слов А.Инсанова, прибыль от платных услуг возросла с 0,5 млрд. манатов в 1994 году до 64 млрд. манатов в этом, то есть в 128 раз. Однако Минздрав, согласно Т.Керимовой, привычно искажая статистику, “забыл” указать источники роста “прибыли”. К ним относятся 0,5 ставки госбюджетной зарплаты, удерживаемых с медработников, подключенных к платным услугам.
Сюда можно добавить и возросшие расходы госбюджета на здравоохранение – с 155,4 млрд. манатов в 1998-м до 266,8 млрд. в этом году. И, наконец, Т.Керимова обращает внимание на многомиллионные гранты ЮНИСЕФ и кредиты Евросоюза и Эксимбанка. Из 250 млн. долларов, выделенных Азербайджану Эксимбанком, 10,5 млн. передано Минздраву. А из 100 млн. долларов, выделенных ЕС, Минздраву “досталось” 35 млн. долларов. Эти три источника и составили рост “прибыли” от платных услуг.
Допустим, говорит Т.Керимова, что сумма прибыли действительно составляет 64 млрд. манатов. Как же в таком случае объяснить снижение численности медучреждений? Численность больниц сократилась за последние годы с 768 до 739, амбулаторно-поликлинических учреждений – с 1779 (1995 г.) до 1611 (1999 г.).
Зарплата медработников при столь “высоких прибылях” от платных услуг так и осталась одной из самых низких в стране – от 30 до 100 тысяч манатов. Что касается правовой основы платных услуг, то, согласно Т.Керимовой, здесь тоже множество правонарушений. Распоряжением президента от 1996 года предполагалось разработать программу самоокупаемости, хозрасчета по учреждениям здравоохранения и представить в августе 1996 года предложения по этому поводу в Кабмин. Опережая президента, Минздрав самостоятельно издает приказ за N170 от 1994 года о внедрении платных услуг – вначале для граждан других стран, а впоследствии – и для всего населения Азербайджана.
Распоряжение президента нашло отклик лишь на коллегии Минздрава в 1998 году, где было предложено разработать форму квитанций и журнала для учета платных услуг. Таким образом, получилось, что платные услуги были внедрены в 1994 году, а форма их учета начала разрабатываться только в 1998 году. Невольно возникает вопрос: кто и как вел учет оплаты за услуги в течение четырех лет, спрашивает Керимова.
Наглядный пример, по мнению бывшего главврача, – Центральная клиническая больница, в реконструкцию которой вложено 30 млн. долларов. Итог – штат больницы был переброшен в другую клинику, сформировав там “дублированный” штат, а вновь сформированный из молодых врачей, прошедших стажировку в Турции, коллектив ЦКБ не оправдал надежд, утверждает Т.Керимова.
После некоторого периода бездеятельности больницу передали в аренду туркам. На пресс-конференции Тамилла Керимова затронула и другие области здравоохранения, к которым “приложил” руку министр здравоохранения Али Инсанов. Надо сказать, обвинения Т.Керимовой довольно серьезные. Полагаем, что за ними следует ожидать реакцию самого “обвиняемого”.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год