Минюст Азербайджана “давит” третий сектор?

Г.МАМЕДЗАДЕ

В последнее время участились жалобы в адрес Управления государственной регистрации юридических лиц Министерства юстиции страны, сотрудники которого тормозят расширение рядов “третьего” сектора (неправительственные организации – НПО), отказывая его представителям в регистрации своих организаций.

С аналогичной ситуацией столкнулся и руководитель эколого-правовой организации “Эколекс” Самир Исаев, пожелавший зарегистрировать свою организацию на основе ст.58 Конституции АР, согласно которой каждый гражданин имеет право на объединение в ассоциации на основе закона “О неправительственных организациях (общественные организации и фонды)”.

“Эколекс” функционирует в Азербайджане уже два года, а документы, поданные на регистрацию, пылятся в кабинетах Минюста почти год, хотя действующее законодательство – ст.9 Закона о регистрации обязывает Минюст в течение 10 дней либо зарегистрировать данную организацию, либо отказать ей, обязательно указав причину отказа. Но поскольку вышли все 33 срока, отпущенные и на ежемесячные заседания коллегии Минюста, экологи обратились в суд, обращая внимание последнего на бездействие должностных лиц.

Однако суд, по словам С.Исаева, проявляет полную солидарность с Минюстом, подкрепляя свое решение многозначительным высказыванием своего представителя: “Когда будет время, тогда и рассмотрят…”

Не дожидаясь, пока у представителей Минюста появится “время”, “Эколекс” подает уже в Апелляционный суд. Тем временем сотрудники “своенравного” управления Минюста отвечают, что регистрация временно приостановлена в связи с ожиданием готовящихся изменений в законе. Однако С.Исаев обращает внимание, что эти ограничения незаконны, к тому же они не распространяются на организации, в появлении которых заинтересовано непосредственно правительство.

Почему нарушаются наши права? – задается вопросом С.Исаев. Ведь Азербайджан присоединился к ряду международных конвенций, согласно которым объединение в ассоциации является одним из основных прав человека.

По его мнению, вследствие такой политики Минюста в Азербайджане на сегодняшний день зарегистрировано немногим более 1300 общественных организаций, тогда как в уступающей по численности населения Грузии их 47 тысяч, в Армении – более 10 тысяч.

С.Исаев и многие другие представители “третьего” сектора склонны обвинять Минюст в дискриминации по отношению к лицам, создающим общественные структуры. Для сравнения, сообщает С.Исаев, крупные компании с солидным финансовым потенциалом особых проблем при регистрации не испытывают.

Возможность подобных действий со стороны Минюста С.Исаев объясняет отсутствием в законодательстве АР четкой регламентации ответственности органа, проводящего госрегистрацию юридических лиц.

Он снова ссылается на пример Грузии, где законодательно обеспечены гарантии защиты прав граждан на объединение в ассоциации. Там регистрация проводится в судах, которые расположены в каждом районе, и нет необходимости проделывать сотни километров, чтобы обивать пороги кабинетов столичных чиновников.

Примечательно: если грузинский суд в течение месяца не рассматривает обращения граждан, организация считается автоматически зарегистрированной. Еще более впечатляет пример России, в новом законодательстве которой будет предусмотрена не только уголовно-административная, но и гражданская ответственность должностных лиц, от которых граждане вправе требовать через суд возмещения ущерба за вынужденное затягивание процесса регистрации.

У нас же, по словам начальника Управления госрегистрации юридических лиц Минюста Ф.Мамедова, одна из причин задержки регистрации общественных организаций – отсутствие механизма госкотроля за работой НПО, поскольку деятельность некоторых представляется сомнительной.

Но если такой механизм необходим, почему же его не создают, спрашивает С.Исаев. Тем более, что в наличии контроля со стороны государства заинтересованы и сами НПО, не желающие, чтобы их обвинили в противоправных или антиправительственных действиях.

Проблемы в регистрации общественных организаций в Азербайджане привлекли внимание и международных структур, таких, как ОБСЕ и Комиссариат ООН по делам беженцев. В настоящее время, говорит С.Исаев, в Азербайджане более 200 незарегистрированных, но действующих общественных организаций, среди которых около 80 – только экологические.

…А пока международные организации предпочитают более тесно сотрудничать с армянскими и грузинскими НПО, открывая свои центры там, где “третий” сектор не испытывает особых проблем с чиновниками.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год