Н.АЛИЕВ, НУРАНИ
Распространенное на прошлой неделе конгрессом США сообщение, в котором утверждается, что сеть бен Ладена действует в 34 странах мира, тут же подхватили мировые средства массовой информации. И немалое внимание в публикациях американских, арабских и др. СМИ уделяется Азербайджану. Дело в том, что в списке 34 стран, где действует созданная бен Ладеном организация “Аль-Гаэда”, фигурирует и Азербайджан. Правда, американские конгрессмены отмечают, что “Аль-Гаэда” имеет сеть и в США, и в Канаде, и нескольких других государствах.
О том, что в свое время в Азербайджане задерживались экстремисты, наша газета уже неоднократно сообщала. Сейчас же к этой теме решили обратиться зарубежные издания.
Газета “Балтимор Сан” отмечает, что бен Ладен со своего спутникового телефона звонил по всему миру, и его переговоры были зафиксированы и с абонентами в Азербайджане. Террорист номер 1 использовал спутниковую сеть “Инмарсат”, а аппарат был куплен в Нью-Йорке.
По мнению американских следователей, именно “телефон Джихада” позволяет сети бен Ладена существовать во многих странах мира.
Газета Newsday, коснувшись темы сети бен Ладена, вспоминает аресты фундаменталистов в Азербайджане, Албании и Объединенных Арабских Эмиратах, которые были проведены с участием американских спецслужб, а сами террористы затем предстали перед судом в Египте (так называемое “Дело вернувшихся из Албании”).
Газета “Гардиан”, в свою очередь, опираясь на материалы следствия по делу о взрывах в американских посольствах в Кении и Танзании, отмечает, что “Аль-Гаэда” выделяла деньги своим сторонникам в Азербайджане, Чечне, Эритрее, Сомали и т.д.
Вся эта информация, как ни странно, делает Азербайджан одной из ключевых стран в расследовании последних жутких терактов в США. Арабские СМИ уже в 1999 году отмечали, что экстремистские группы не очень уютно чувствуют себя в Баку. В качестве примера газета “Аль Хаят” вновь приводит громкий судебный процесс над несколькими экстремистами, часть из которых была экстрадирована в Египет из Азербайджана.
Именно поэтому, учитывая роль нашей страны, президент Гейдар Алиев в конце прошлой недели на встрече с главой ПАСЕ лордом Расселом-Джонстоном в очередной раз заявил о том, что Азербайджан готов оказать всяческое содействие в расследовании терактов в США: “Если для борьбы с международным терроризмом понадобится проведение каких-либо мер на территории Азербайджана, то мы готовы к этому и имеем для этого все возможности. Если в связи с этим понадобится проведение на территории Азербайджана проверок и задержания подозреваемых, то это следует расценивать как естественное явление, и это вполне обоснованно”, – сказал Алиев.
А по сообщению РИА “Новости”, президент России Владимир Путин в ходе телефонного разговора с президентом Азербайджана Гейдаром Алиевым обсудил вопросы координации усилий в борьбе с международной террористической угрозой, как на двусторонней основе, так и в рамках СНГ. В ходе беседы были затронуты также вопросы региональной безопасности и в этой связи – перспективы углубления взаимодействия кавказских государств, отметили в пресс-службе президента РФ.
В свою очередь глава Духовного управления мусульман Кавказа шейх уль-ислам хаджи Аллахшукюр Пашазаде в беседе с корреспондентом “Туран” прокомментировал призыв лидера “Талибан” муллы Омара к “священной войне” против США: “Hам не понятно, к какому джихаду призывает всех мусульман лидер талибов Молла Омар. Призывы к джихаду в такой ситуации не обоснованны, а борьба с терроризмом необходима”, – подчеркнул Пашазаде. По его словам, в исламе джихад объявляют во имя борьбы с несправедливостью и агрессией.
“В данном же случае мы стали свидетелями бесчеловечных акций, погубивших тысячи ни в чем не повинных людей. Поэтому террористы, совершившие подобные деяния, должны быть уничтожены, и никто не может их защищать”, – заявил шейх. Одновременно Пашазаде выразил убеждение, что удары американцев не будут направлены против всего афганского народа. “Как исламский лидер я являюсь противником того, чтобы преступление оставалось безнаказанным, но в то же время я противник страданий безвинных людей”, – сказал шейх. В этом плане он предостерег Запад от формирования образа врага в лице исламских народов. “Подобная политика может породить в будущем многих бенладенов”, – отметил Пашазаде.
Сказать, что потенциальные террористы чувствуют себя в такой ситуации неуютно, значит, ничего не сказать. Тем не менее попытки воспользоваться “тропой”, проходящей по территории Азербайджана, продолжаются. На фоне массового исхода беженцев из Афганистана, население которого уже живет ожиданием американских бомбардировок, на территории Билясуварского района Азербайджана был остановлен автомобиль “Жигули”, где находились… восемь граждан Афганистана, имевших при себе афганские же паспорта.
Как заявили сами задержанные, они перебрались из Афганистана в Иран, а оттуда – в Азербайджан. Дальнейшие их намерения пока что неизвестны. Конечно, не исключено, что азербайджанские силовые структуры столкнулись с обычными “нелегалами”. Однако, если “тропа” существует, воспользоваться ей могут и террористы.
И вполне вероятно, что Азербайджан для них окажется вовсе не “перевалочной базой”, как это представляют в российских и армянских СМИ (западные аналитики признают, что в Азербайджане борьба с терроризмом осуществляется на должном уровне), а вполне определенной мишенью. Потому как куда убедительнее рассуждений об “азербайджанском следе” выглядят косвенные признаки следа армянского, на который указывает прежде всего “почерк” террористов.
В самом деле, в американской трагедии 11 сентября многое было впервые в истории: и захват пассажирского самолета, которому изначально предназначалась роль орудия убийства, и астрономическое число жертв, и столь массовое участие террористов-смертников.
Между тем в истории терроризма на Ближнем Востоке нечто подобное уже предпринималось, причем с весьма активным участием армянских террористов. Так, первая попытка посадить террориста-“смертника” за штурвал самолета и использовать “летательный аппарат” в качестве орудия теракта была предпринята еще 23 мая 2001 года, в первую годовщину вывода израильских войск из Ливана.
Причем организаторами акции были лидеры “Хезболлах”, а за штурвал сел… армянский террорист. Некий Степан Николян, 43 лет от роду, курсант одной из летных школ Бейрута, направил свою “Сессну-152” в сторону израильской границы (по мнению специалистов, у ПВО Израиля в этот день были все основания для беспокойства – “отметить” первую годовщину вывода израильских войск из Ливана обещали многие террористические группировки).
Как сообщалось позже в прессе, “Сессна”, не отвечавшая на запросы с земли, продолжала полет над территорией Израиля в течение 15 минут. Когда же авиетка приблизилась к населенным районам, после нескольких безуспешных попыток принудить ее к посадке израильские ПВО попросту сбили самолет.
Самое удивительное заключается в том, что имя сбитого пилота впервые было названо… в пресс-релизе “Хезболлах”, которая, по данным “Моссад”, сотрудничает с армянскими террористическими организациями еще с середины восьмидесятых годов. Более того, известно, что Николян провел достаточно долгий срок на греческом Кипре, где расположены лагеря и базы и армянских, и палестинских, и многих других террористических группировок.
Еще большую пищу для размышлений дает история “черного сентября”. Напомним: 6 сентября 1970 года руководство народного фронта освобождения Палестины, группировки, в рядах которой начинали свою “карьеру” многие армянские террористы, в том числе и основатель АСАЛА Акоп Акопян, отдало своим боевикам приказ захватить четыре пассажирских лайнера, летевших в Нью-Йорк, и посадить их в одном из аэропортов Иордании.
В ответ на захват и публичное уничтожение самолетов (захваченные “Боинги” попросту сожгли на взлетной полосе в прямом эфире) власти Иордании начали боевые действия против палестинских партизан, попросту “выдавив” их с территории этой страны. Эти события и вошли в историю как “Черный сентябрь”. И хотя по своим последствиям серию угонов самолетов в 1970 году неудобно даже сравнивать с американской трагедией, не заметить определенного сходства почерка террористов невозможно: сентябрь, Нью-Йорк в качестве главной мишени, захват четырех гражданских лайнеров…
В 1972 году на мюнхенской Олимпиаде заявила о себе террористическая группировка “Черный сентябрь”. В ее состав, как было установлено позже, входил и Акоп Акопян. Организация эта, весьма активно сотрудничавшая с армянскими террористами, существует в Ливане и поныне. Причем сегодня в ее лагерях проходят подготовку чеченские боевики, имеющие весьма плотные контакты с возглавляемой бен Ладеном группировкой “Аль-Каэда”.
Информации о контактах бен Ладена с арабским террористическими группировками, которые, в свою очередь, имеют отлаженные связи с армянскими коллегами, “Черным сентябрем”, увы, не исчерпываются. В их числе – “Исламский джихад”, также давно и прочно сотрудничающий с армянскими коллегами и организовавший в Бейруте специальную “школу самоубийц”.
Кроме того, наша газета уже обращала внимание на небезынтересное совпадение. Как известно, уже после того, как в столице Кении Найроби подельники бен Ладена организовали взрыв посольства США, там же был арестован лидер другой террористической группировки – ПКК – Абдулла Оджалан. Сотрудничество армянских и курдских террористов уже давно не является ни новостью, ни сенсацией. Однако появление Оджалана в Найроби уже после взрывов, устроенных в этом городе бен Ладеном, волей-неволей наводит на мысль, что и тот, и другой рассчитывали воспользоваться одной и той же “агентурной сетью”.
При этом совершенно очевидно, что в такой стране, как США, с ее мощной и влиятельной армянской общиной, попытки бен Ладена использовать сеть и возможности армянских террористических группировок открывают перед террористами прямо-таки безграничные возможности.
В последние годы в отношении этнических армян уже нет такой же “террористической настороженности”, как в отношении арабов или выходцев из Ирана. А при этом процесс над одним из лидеров “легального” армянского лобби Мурадом Топаляном показал, что между армянским лобби и армянским терроризмом вовсе нет непреодолимых преград, и речь зачастую идет об одних и тех же персонах.
Из архивов Газеты ЭХО, 2001 год