Президент Алиев не едет в Иран из-за терактов в США?

НУРАНИ, И.РЗАЕВ, Н.АЛИЕВ

Поездка Г.Алиева в Иран в очередной раз за последние два года перенесена на неопределенный срок. Как сообщили “Эхо” в МИД Азербайджана, это связано с тем, что “наша (азербайджанская. – Ред.) рабочая группа еще не завершила работу над необходимыми для подписания документами”. В МИД считают, что перенос визита, намеченного на 17 сентября, имеет чисто рабочие причины.

О том, что причиной очередной отсрочки визита президента Азербайджана в Иран стала недоработанность документов, которые предстояло подписать в его ходе, говорилось и в телефонном разговоре между Гейдаром Алиевым и его иранским коллегой Мохаммедом Хатами.

По информации агентства “Туран” со ссылкой на пресс-службу президента Азербайджана, в телефонном разговоре, состоявшемся 16 сентября, Алиев и Хатами обсудили вопросы, связанные c визитом Алиева в Иран. В ходе беседы и было решено перенести визит на более поздний срок в связи “с неподготовленностью документов, которые предполагалось подписать во время визита”.

Достигнута договоренность продолжить работу над документами и после их готовности представить проекты соглашений на рассмотрение президентов, а затем определить новую дату визита. Также было подчеркнуто, что дружеские отношения между двумя государствами и впредь будут развиваться, сообщает пресс-служба президента Азербайджана.

Однако куда более веской причиной отмены визита Алиева в Иран, без сомнения, являются террористические акты против США и возможные политические последствия американской акции возмездия. Более того, иранское агентство ИРНА в своем сообщении об отсрочке визита указывает на это прямо.

В самом деле, вскоре после террористических актов в Нью-Йорке и Вашингтоне отменить свои визиты и поездки предпочли многие мировые лидеры.

Заметно возросла жесткость политики США в отношении стран-изгоев, поддерживающих международный терроризм. В Вашингтоне уже заявляют, что не будут делать различий между самими террористами и теми, кто их укрывает.

А Иран США уже давно считают одним из спонсоров международного терроризма. Характерно, что в Иране вовсе не отрицают, что оказывают поддержку таким организациям, как “Хезболлах” и “Исламский джихад”, однако утверждают, что поддерживают не террористов, а “борцов за свободу”. При этом показательно, что в самом Иране после терактов в США заметно снизилась антизападная риторика. Так, во время последнего пятничного намаза в Тегеране уже не звучали традиционные антиамериканские лозунги.

Более того, Иран осудил террористические акты. Показательно, что госсекретарь США Колин Пауэлл уже заявил журналистам, что Соединенные Штаты Америки не обращались с просьбой к Ирану оказать помощь в проведении операции против террористов, базирующихся в Афганистане. По его словам, США вообще не направляли просьбы о содействии государствам, имеющим границы с Афганистаном. Этот вопрос, по словам Пауэлла, сейчас прорабатывается.

А подобные опровержения, как известно, появляются на фоне вполне понятных предположений и версий. Тем более, что тот же Пауэлл ранее уже говорил о необходимости изучения возможностей сотрудничества с Ираном и Сирией в вопросе борьбы с терроризмом и особо отметил, что обе эти страны, являющиеся спонсорами терроризма, сделали “позитивные” заявления в связи с терактами в США.

Тем не менее директор ФБР Мюллер на своей пресс-конференции в Вашингтоне заявил, что ФБР начинает набор сотрудников, владеющих арабским и… фарси. Очевидно, что Иран, несмотря на всю корректировку собственной риторики, по-прежнему находится в центре внимания “антитеррористических” структур. Излишне говорить, что на таком фоне поездка президента Азербайджана в Иран выглядела бы откровенным вызовом Западу.

Кроме того, трудно исключать, что в отмене визита Алиева в Иран не последнюю роль сыграли и вопросы безопасности. Иран граничит не только с Азербайджаном, но и с Афганистаном, причем у Тегерана отношения с режимом “Талибан” сложились весьма напряженные. Талибы-ваххабиты не особо жалуют шиитов. Иран не намерен прощать талибам зверской расправы над иранскими дипломатами во время захвата Мазари-Шарифа, где располагалось иранское консульство, и оказывает активную поддержку антиталибскому Северному альянсу.

Плюс ко всему Иран уже подтягивает войска к своей границе с Афганистаном и принимает меры на случай массового прорыва беженцев. Наконец, нельзя сбрасывать со счетов и обещание талибов нанести удар по соседним странам, если те окажут помощь США в борьбе с бен Ладеном. Военный союз США с Ираном выглядит, прямо скажем, маловероятно, тем не менее “Талибан” может “предъявить счет” Ирану за поддержку Северного альянса.

Наконец, сегодня даже самые отчаянные аналитики не берутся предсказывать возможное развитие событий на Среднем Востоке, где все может измениться до неузнаваемости буквально в ближайшие часы. И вне зависимости от того, в каких масштабах будет осуществлена американская операция возмездия “Благородный орел” и чем она завершится, геополитическая обстановка в регионе изменится коренным образом. Так что для Азербайджана вполне логично подождать, пока проявятся хотя бы примерные контуры будущих изменений.

Однако будем откровенны: даже если бы терактов не было, визит президента Азербайджана в Иран мог и не состояться в намеченные сроки, прежде всего ввиду динамики двусторонних отношений.

В самом деле, добиться даже номинального продвижения в переговорах по статусу Каспия так и не удалось, но при этом президент Азербайджана вряд ли согласится отправиться с визитом в Иран, если визит этот не будет включать в себя подписание документов по статусу Каспия.

Кроме того, как раз накануне визита напряженность между Баку и Тегераном приблизилась к опасной черте: за короткий срок последовали силовая акция Ирана в отношении мирного исследовательского судна “Геофизик-3”, серия демонстративных нарушений воздушного пространства нашей страны, по меньшей мере некорректная реакция Тегерана на визит в Баку начальника генштаба вооруженных сил Турции генерала Хусейна Кыврыкоглу и даже выступление группы высшего пилотажа “Турецкие звезды”.

Одновременно Иран начал демонстративное сближение с Туркменистаном, который не менее откровенно играл и играет на обострение. Так что поводов отложить визит в Иран у президента Азербайджана было более чем достаточно…

Из архивов Газеты ЭХО, 2001 год