“Лондонский кроссворд” для азербайджанского газа

Ч.МАМЕДОВ

Похоже, что позиция Всемирного банка (ВБ) относительно тарифов за транзит азербайджанского газа через территорию соседней Грузии сыграла роль аварийного тормоза, за который “нечаянно” дернули на полном ходу “поезда”, следовавшего по маршруту Баку – Тбилиси – Эрзурум.

Еще в июле официальный Баку с нетерпением ожидал визита президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе, в ходе которого и должна была состояться торжественная церемония подписания завершающего проект соглашения по тарифам за транзит газа через грузинскую территорию. Визит не состоялся. И сегодня изначальная мотивировка причин этого уже не так важна. Выяснилось главное: после жесткого уведомления регионального представителя ВБ по странам Южного Кавказа грузинской стороны по поводу обязательного соответствия размеров тарифов за транспортировку азербайджанского газа общепринятым мировым стандартам – последний “аккорд” в проекте завис в воздухе. А пока по дипломатическим каналам заново сверялись, уже, казалось бы, выверенные позиции сторон, выяснилось, что теперь им договориться будет не так просто.

Напомним, что первоначально за перекачку 1000 кубометров газа Грузии предлагалось получать 2 доллара. После упомянутого давления на нее со стороны ВБ в поле обсуждения все чаще стали мелькать новые цифры – от 5 и до 10 долл. Примечательно, что представители ГНКАР, все время толковавшие о фактическом решении всех транзитных вопросов, очень скоро стали изощряться в явно дипломатических приемах, пытаясь объяснить сложившуюся ситуацию. В частности, в своих комментариях в этой связи представителям СМИ первый вице-президент ГНКАР Ильхам Алиев отмечал, что требование грузинской стороны высоких тарифов – процесс естественный, но и Азербайджан может обосновать свою позицию. Самое интересное же заключается в том, что, несмотря на очень оптимистичный настрой относительно быстрого достижения консенсуса, руководство нефтяной компании все же объявило о готовности Азербайджана (в случае нескорого решения вопроса) закупать весь ранний газ месторождения Шахдениз, чтобы “не тормозить проект”.

Весьма любопытен в этом аспекте и такой момент. Специалисты и эксперты отмечают беспрецедентным случай с проектом по Шахдениз, когда инвесторы, еще не определившись с тарифами на транзит газа, утвердили общий бюджет проекта (по разным данным, от 2,4 до 2,9 млрд. долл.).

Начавшийся почти неделю тому назад в Лондоне новый этап переговоров между всеми заинтересованными сторонами, опять-таки по самым оптимистическим прогнозам, должен поставить последнюю(?) точку над “i”. Во всяком случае об этом говорит усовершенствованный в ходе продолжительных согласований вариант тарифов за транзит азербайджанского газа через Грузию. Последней предложены следующие тарифы: 2 долл. за 1000 кубометров за первые 5 лет транзита азербайджанского газа, в следующие пять – 2,75 долл., следующие пять – 3,50 и затем 4,25 долл. В свою очередь Грузия предлагает встречную планку тарифов – уже упомянутую от 5 долл. с последующим увеличением до 10 долл. за 1000 куб. метров.

О том, как решится “лондонский кроссворд” окончательно, предугадать не очень трудно, хотя бы только потому, что азербайджанская сторона хронически предрасположена к компромиссам, а грузинская – глубоко почувствовала это еще в проекте по Баку – Джейхан. Теперь же аппетит у нее разгорелся к самому моменту очередной “трапезы”.

Между тем, выступая вчера по национальному радио, президент Грузии Эдуард Шеварднадзе сообщил, что договор по газопроводу может быть подписан “уже на днях”. Особо подчеркнув, что переговоры проходили в “традиционной дружественной обстановке, с учетом интересов обеих сторон, хотя эти интересы и были спорными”, грузинский президент не исключил, что в ближайшее время посетит Азербайджан для участия в церемонии подписания договора по реализации проекта строительства газопровода Баку – Тбилиси – Эрзурум.

В пресс-службе ГНКАР “ЭХО” сообщили, что пока никакой информацией по поводу близкого и успешного завершения переговоров в британской столице не владеют. Так что, думается, оптимизм всегда сдержанного грузинского лидера говорит сам за себя.

Из архивов Газеты ЭХО, 2001 год