Р.НАСИРОВ
Мы уже говорили о том, что взрывы в США окажут неминуемое воздействие на мировую экономику в целом. Неважно, каким будет резонанс и в какую сторону в будущем качнется стрелка барометра мировых фондовых и валютных бирж.
Интересно то, что экономика ведущих держав планеты и отдельных регионов развивалась сбалансированно и любые валютные катаклизмы, в принципе, были предсказуемы. К ним готовились заранее и пытались минимизировать последствия. Но все прекрасно знали и то, что любое резкое отклонение от негласных правил может привести к непредсказуемым последствиям. Может, поэтому директор-распорядитель МВФ Хорст Келер, пытаясь разрядить накал страстей на ведущих биржах мира, уже выступил с заявлением о том, что теракты в США “окажут лишь ограниченное воздействие на международную экономику и глобальную финансовую систему”.
Однако на деле не все так гладко. Например, из-за теракта до понедельника, 17 сентября, отложено окончательное решение вопроса о членстве Китая в ВТО. Информацию об этом распространило Associated Press. Одновременно отсрочено и аналогичное решение в отношении Тайваня, так как в соответствии с заключенными ранее договоренностями остров не может стать членом ВТО раньше КНР. Членство Тайваня в ВТО может и не отразиться на мировой системе торгово-импортных операций, но Китай занимает в ней ведущие позиции.
Другой пример: потери арабских инвесторов из-за терактов в США уже составили $40 млрд. Об этом заявил председатель правления торгового центра Залива и Ближнего Востока Мухаммед Нур Султан. Не стабилизируются и цены на нефть.
В конечном счете рано или поздно ситуация на валютных и фондовых биржах устоится и курсы валют и ценных бумаг ведущих компаний мира (не только американских) будут скорректированы. Тем более, что уже объявлено о возобновлении работы американской фондовой биржи 17 сентябя.
Однако из этой истории Азербайджан должен сделать несколько выводов. Начнем с того, что стране давно пора подумать о валютных приоритетах. В качестве такового может быть евро. По нескольким причинам.
Во-первых, недавние теракты отчетливо продемонстрировали, что ориентировка только на одну из множества свободно конвертируемых валют чревата последствиями. Например, резким изменением ее курса на “черном” валютном рынке. Во-вторых, Азербайджану, являющемуся евроазиатской страной, гораздо удобнее будет иметь валюту, имеющую хождение во всей европейской зоне. Так будет легче создать с европейскими партнерами то, что называется “кредитом доверия”. В-третьих, до терактов в Америке независимые эксперты и так предрекали возможность экономического кризиса в этой стране. Следовательно, приняв во внимание пословицу “Нет дыма без огня”, Азербайджану неплохо было бы подстраховаться и перевести до известных событий, например, часть своих золотовалютных средств в евро.
Для скептиков напомним слухи, которые усиленно муссировались в начале 70-х годов прошлого столетия: правительство Франции, возмущенное широкой популярностью доллара в этой стране, что, конечно же, ослабляло франк, не поленилось и перевезло за океан огромные суммы наличности в долларах и попросило руководство США “на месте” обменять валюту на золото. В результате оказалось, что доллар не настолько обеспечен поддержкой золота. До сих пор эта история остается на уровне слухов, но мораль в ней все же есть…
И последней причиной необходимости евровалютной подстраховки страны может служить то, что интенсивная долларизация экономики Азербайджана сильно бьет по манату, а альтернативная валюта поможет людям отойти от мысли о “нерушимости” доллара.
Примечателен пример России – банки этой страны начнут ввозить в РФ купюры и монеты евро с 1 декабря 2001 года. В результате новые европейские купюры войдут там в обращение с 1 января 2002 года. То есть, как и Европе. По словам главы отдела прессы и информации представительства Европейской комиссии в России Сильвии Кофлер, банки могут получить наличные евро тремя способами: через расположенные в странах еврозоны собственные филиалы или банки-корреспонденты, а также через Банк России, который, в свою очередь, может обратиться в любой центральный банк еврозоны. То есть, в России механизм ввода евро продуман до мелочей.
В Азербайджане же никто из ответственных чиновников по этому поводу никаких заявлений не делал. Может, принимается во внимание то, что до 60% сбережений населения страны хранится в долларах?
Впрочем, если даже наше правительство и объявило бы о мерах, подобных российским, то все равно это ни к чему бы не привело. Ответ на вопрос “почему” и является следующим выводом, который должна сделать страна в связи с терактами в США.
Дело в том, что до сих пор в стране нет четкой статистики по валютам платежей экспортно-импортных операций. Можно лишь догадываться, какой валютой происходит расчет за вывезенные товары. А без систематизированного анализа состояния финансового сегмента экономики строить прогнозы о евро – дело неблагодарное. Следовательно, начать систематизировать этот сегмент экономики надо хотя бы сейчас.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год