“НПО и карабахский конфликт”

Р.ОРУДЖЕВ

Вчера в Баку состоялся “круглый стол” неправительственных организаций (НПО), конфликтологов, социологов, психологов и философов на тему “НПО и карабахский конфликт”.

Созвали его Институт мира и демократии (ИМД) и Организация освобождения Карабаха (ООК). Как это всегда бывает с нашими энпэошниками, благое намерение вылилось в очередную пустую говорильню, своего рода “рассказ-шоу” с эмоциональными вкраплениями от “звезд бакинской правозащиты”, специально для собравшихся журналистов.

Понятно, что многие пришли на мероприятие в надежде услышать хоть что-то новое относительно проблемы участия отечественных НПО в урегулировании карабахского конфликта. Вы будете удивляться, но за те несколько часов, что проходил “круглый стол”, из уст его участников не прозвучало ни одного предложения о том, как в самом деле НПО могли бы поучаствовать в процессе урегулирования нашей территориальной проблемы.

Уже на месте выяснилось, что правозащитники и политики, оказывается, никак не могут успокоиться после весьма шумного приезда и отъезда делегации их армянских коллег из Нагорного Карабаха.

Особенно усердствовал представитель ООК Акиф Наги. Он заявил, что ни много ни мало, а визит армян Карабаха “показал истинное лицо” части известных азербайджанских общественных деятелей, руководителей НПО и политиков – А.Абдуллаевой, З.Ализаде, Р.Талышинского, Э.Намазова и Т.Зульфугарова.

По версии Наги, все эти люди либо целенаправленно, либо, оказавшись обманутыми, пошли на поводу у хитрых армянских политиков, специально организовавших поездку в Баку “своих людей”, преследуя далеко идущие планы. А.Наги считает, что не надо расценивать как дикость поступок молодого человека в аэропорту, ударившего несколько раз по лицу человека. У представителя ООК очень своеобразный подход к самому понятию “народная дипломатия”. Так, он считает, что ее не может быть и в помине, пока не заключен мирный договор между воюющими сторонами.

То есть, по логике, А.Наги напрочь отвергает само право азербайджанского и армянского народов вести между собой прямой диалог о возможности прекращения войны без вмешательства в этот процесс политиков. “Народная дипломатия может быть только после подписания мирного договора”, – браво заключает А.Наги, как видно, не понимая, что усилия “народных дипломатов” как раз и должны быть направлены на скорейшее заключение этого самого мира. Но это еще не все – далее глава ООК и вовсе принялся выдумывать “правила поведения” для азербайджанцев внутри страны и за рубежом.

Согласно прозвучавшему “повелению”, к нам смогут приезжать только те армяне, что заведомо признают целостность Азербайджана, то есть принадлежность нам НК, а члены наших делегаций, если таковые выедут в Армению, имеют право на общение там только с аналогичными армянами. Лейла Юнус (ИМД) в своем выступлении для начала отметила, что она ушла несколько лет назад из оппозиционной партии потому, что не хотела находиться под колпаком у Г.Алиева, и свою НПО организовала, чтобы максимально эффективнее бороться с диктатом этого человека. Народной дипломатией заниматься нужно, считает она, но так, чтобы это не вызывало презрение к самому процессу и к его организаторам, как это случилось, по ее мнению, недавно в Баку.

Впрочем, как это сделать “подостойнее”, Л.Юнус не пояснила. Основное внимание известная правозащитница решила уделить общенациональной Хартии основных принципов урегулирования карабахского конфликта, главными авторами которой являются Э.Намазов и Т.Зульфугаров.

По ее догадке, хартия разработана по указанию властей, с тем чтобы Алиев имел под рукой вполне управляемую подконтрольную точку зрения народа на решение конфликта. Нелишне будет напомнить при этом, что сам документ на сегодняшний день по собственной воле подписали лидеры абсолютного большинства всех политических, общественных, национальных и религиозных организаций Азербайджана. Факт налицо. Чего же добивается Л.Юнус?

Вполне возможно, что тут мы имеем дело с определенной завистью к явной удаче известных политологов. Ведь известно, что в настоящий момент директор нашего ИМД готовит совместно с АРМЯНСКИМ же центром правовых и политологических исследований “Согласие” (под руководством Давида Шахназаряна) альтернативный хартии документ под ориентировочным названием “Пакт стабильности на Южном Кавказе”.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год