С.ИСАЕВА
Вообще контроль за деятельностью фирм в области трудоустройства осуществляется Главным управлением занятости Министерства труда и социальной защиты населения. По словам замначальника этой структуры Расима Гасанова, в результате последней, проведенной в августе проверки удалось выявить более десятка фирм, нарушивших постановление Кабинета министров.
Деятельность этих фирм была приостановлена, а лицензии аннулированы. Это фирмы “Иршад”, “Хаят”, “Айсель” и др. Тем не менее нелегальные фирмы растут как грибы после дождя. После закрытия офиса по одному адресу они вновь открываются по другим адресам, под другим названием, но с тем же составом.
К таким относится, например, фирма-посредник “Аттила”. Сначала их обнаружили у станции метро “Гара Гараев”, затем они “заявили о себе” около аэрокассы, чайной фабрики и так меняли место расположения пять-шесть раз.
После жесткого постановления Кабмина ведущие фирмы по трудоустройству обратились в Главное управление занятости с просьбой принять меры по ликвидации “нелегалов” на рынке труда, которые обостряют и без того накалившуюся обстановку.
Напомним, что постановление Кабмина, запрещающего взимать с клиентов любые денежные сборы до непосредственного трудоустройства, вызвало среди компаний-посредников сильное возмущение. Ведущими компаниями было принято письмо протеста против губительной для них редактировки постановления.
После введения в действие постановления некоторые фирмы по трудоустройству объявили о временном приостановлении деятельности. По словам Расима Гасанова, он сразу отличает лицензированных от нелегалов. Но у управления нет необходимых полномочий, чтобы предпринимать конкретные меры. Это большое поле деятельности для минналогов и правоохранительных органов.
Им был представлен список лицензированных организаций. Имея такой список на руках, по объявлениям в газетах можно смело ловить нарушителей на месте преступления. Само управление занятости не имеет права ликвидировать нарушителей. Максимум, на что оно способны, – аннулировать лицензию после предупреждения.
А если у фирмы нет лицензии, то предупреждения будут носить систематический, но безрезультатный характер. В Уголовном кодексе АР указано, что к уголовной ответственности люди привлекаются только в том случае, если юридическому или физическому лицу нанесен ущерб на сумму более 5 миллионов манатов. Р.Гасанов предлагает изменить систему контроля над нелегалами.
По его мнению, для начала нужно предупредить нарушителя, затем оштрафовать его на крупную сумму, а на третий раз необходимо завести уголовное дело. Помимо этого, в последнее время нелегальные фирмы-посредники изменили свою тактику.
К примеру, фирма N-Сompany печатает объявления курсов изучения языков, компьютерных курсов “с последующим устройством на работу”. Фактически это завуалированное объявление старой знакомой фирмы по трудоустройству без лицензии. Или же другой нелегальный способ работы.
По телефону потенциальному клиенту представляется физическое лицо. Тут же по телефону обе стороны договариваются встретиться где-нибудь около метро, где “лицо” предлагает клиенту все вакансии, на которые с помощью знакомых и друзей можно будет устроиться на работу.
Вероятно, какой-то процент обратившихся таким путем и находит работу, однако нет гарантий, что, уплатив за услугу, через месяц работодатель по договоренности с “лицом” не уволит нового работника.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год