И.МАНСУРОВ
Несмотря на то, что пляжный сезон подходит к концу, тем не менее не прекращается, а скорее даже растет количество ужасных историй о гибели людей на море. Эти слухи кочуют по городу, отбивая у людей охоту насладиться последними днями отдыха на морском побережье. Да и в море сейчас редко кто отваживается удалиться дальше, чем метров на 20 от кромки прибоя, хотя некоторые и умеют хорошо плавать.
Беседуя с отдыхающими, можно было сделать вывод – людей гнетет конкретный страх перед пучиной, которая, как известно, таит в себе воронки и какие-то подводные зыбучие пропасти, мигом поглощающие целые группы пловцов. Безусловно, пугают и странные “подводные” вулканы, которые наши ученые не могут ни опровергнуть, ни подтвердить. Поэтому сегодня мы решили обратиться непосредственно к людям, имеющим большой опыт общения с водой, а именно к рядовым спасателям. Для начала отметим, что все наши собеседники сошлись во мнении, что в своей практике никогда не встречали воронку, способную затянуть человека под воду. К существованию “подводных пропастей” они вообще относятся скептически.
По словам бывшего спасателя, а ныне страстного любителя морской охоты Александра Минаева, морское побережье Абшерона состоит из песчаного дна, которое никак не может способствовать образованию воронок. Водовороты, как правило, по его мнению, возникают в реках.
“Вы понимаете, – говорит он, – любой человек, изучающий физику, может объяснить причину возникновения воронки. Чтобы воронка образовалась на морском дне, необходима какая-то узкая щель, имеющая “тягу”, т.е. как минимум выход в другом месте. Тогда из-за разности давлений вода начнет засасываться в щель. Вряд ли в песке, текучем по своей природе, может возникнуть такая “конструкция”. Даже если предположить, что расщелина внезапно возникает под влиянием земных толчков, то такая полость очень быстро заполняется песком, считает А.Минаев.
“Лично я за всю свою жизнь и никто из моих знакомых-спасателей и вообще людей, умеющих хорошо плавать, никогда не встречал на Абшероне воронку, способную засосать человека”, – утверждает он. Странная закономерность, не правда ли? Да, иногда в море при столкновении течений могут возникнуть небольшие водовороты, но опасности для человека они не представляют. Люди в первую очередь тонут потому, что просто не умеют плавать. Еще одна версия гибели на море касается свойств волн прибоя.Мощная волна, ударившись о берег, отступая, обязательно тащит человека за собой. Люди, плохо держащиеся на воде, часто принимают это как “нападение” водолаза или воронку. Отсюда и пошло ложное мнение о воронках в Бузовны.
Александр Минаев, занимаясь подводной охотой, нередко сталкивался с тюленями, неплохо изучил их повадки. Тюлени, рассказывает Минаев, по своему поведению действительно напоминают собак и почти каждый из них не прочь поиграть с человеком. В силу того, что в нашем районе Каспия охота на тюленей не ведется, человека они, в отличие от других животных, абсолютно не боятся и, увидев пловца, обязательно плывут ему навстречу. Следуя под водой за пловцом, они больше всего любят играть с ногами человека.
Можно только представить, какой ужас у человека, да еще плохо держащегося на воде могут вызвать подобные миролюбивые намерения тюленя. Среди тюленей, как и среди собак, есть особи с игривым характером, а есть и “злюки” – тут уж как повезет. Злой тюлень может достаточно болезненно покусать. Но это, по словам Александра Минаева, случается крайне редко. “Я еще никогда не слышал, – говорит он, – чтобы тюлень нанес человеку серьезные физические повреждения”.
Обыкновенного человека приводит в ужас одно только физическое соприкосновение с тюленем. Играя, “морская собака” может легко покусывать человека, но в воде эти незначительные укусы весьма чувствительны.
Главное при встрече с тюленем не впадать в панику, не проявлять агрессии, даже если он пытается вступить с вами в контакт. У тюленя нет намерений загрызть или утопить человека. А.Минаев глубоко убежден, что при встрече с тюленем люди тонут от собственного страха перед этим животным. “Я не раз видел трупы людей, которые якобы, по рассказам свидетелей, погибли от нападения и укусов тюленя. Но ни на одном из трупов я не нашел следов хотя бы небольшого укуса”, – говорит спасатель.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год