Азербайджан – в зоне национальной безопасности Ирана

Н.АЛИЕВ, Р.ОРУДЖЕВ

Вчера министр национальной безопасности Азербайджана Намик Аббасов, как и планировалось, вылетел в Тегеран. “Имея соглашения о сотрудничестве в области безопасности с 30 странами по всему миру, Азербайджан должен иметь такое же сотрудничество с соседним Ираном”, об этом, по сообщению “Туран”, заявил журналистам министр нацбезопасности Азербайджана Hамик Аббасов перед отбытием в Тегеран.

И вчера же Н.Аббасов встретился с секретарем высшего совета национальной безопасности ИРИ Хасаном Рухани, который выступил с жесткими заявлениями, прозвучавшими неожиданно после наметившегося потепления между Баку и Тегераном. Рухани заявил, что “Кавказ в целом и Азербайджан в частности находятся в зоне национальной безопасности Ирана”.

По сообщению агентства ИРНА, Рухани назвал “незаконным” вмешательство третьих стран в отношения между Ираном и Азербайджаном, подчеркнув, что Азербайджан не должен позволить испортить связи с ИРИ.

“Иран уважает принципы добрососедства и в то же самое время внимательно следит за шагами других стран как в регионе, так и за его пределами. И, несомненно, Иран предпримет необходимые действия в ответ на провокации”, заявил Рухани. Глава совета нацбезопасности Ирана отметил, что пока никто не вмешивается в отношения Тегерана и Баку, а национальные интересы ИРИ на Кавказе не подвергаются опасности, проблем между Ираном и Азербайджаном не будет. “Но это зависит от намерений должностных лиц Баку”, – добавил Рухани.

По сообщению ИРНА, азербайджанский министр сказал, что отказ от расширения двусторонних связей между ИРИ и Азербайджаном повредит двум странам. Аббасов отметил, что “крупные державы не одобряют теплые отношения между Тегераном и Баку, а они должны находиться на таком высоком уровне, чтобы никакая страна не была бы способна навредить им”.

Намик Аббасов подчеркнул, что “его страна никому не позволит использовать свою территорию против Ирана”. Не совсем ясно, какое конкретно вмешательство третьих стран во взаимоотношения Баку и Тегерана вызывает обеспокоенность иранской стороны. До сих пор на территории Азербайджана нет ничьих военных баз. Если же Иран имеет в виду присутствие в Азербайджане западных нефтяных консорциумов, то вряд ли последние способны как-то угрожать безопасности южного соседа с нашей территории. Впрочем, и доверять на сто процентов сообщению ИРНА то же вряд ли стоит. Тем не менее это – иранское государственное информационное агентство.

В пресс-службе МНБ Азербайджана отказались прокомментировать визит Н.Аббасова в Иран, заявив, что информация появится по окончании поездки. А политолог Расим Мусабеков, комментируя заявления Н.Аббасова, говорит, что глава Министерства нацбезопасности не определяет внешнюю политику Азербайджана, а занимается только вопросами безопасности. – И в этом смысле в его компетентность входит лишь сделанное им заверение иранской стороне, что наша территория не будет использоваться какими-то силами против нее.

Это отвечает принципу добрососедства. А претензии Ирана, что он не потерпит присутствия третьих сил в Азербайджане, поскольку “Кавказ находится в зоне национальной безопасности Ирана”, вообще-то выглядит немножко абсурдно. Хотя бы по той простой причине, что рядом с границей Ирана, в Армении, как раз находятся вооруженные силы третьей стороны – России. И что-то я пока не слышал, чтобы Иран выражал по этому поводу свое возмущение или имел какие-то возражения.

На территории Азербайджана до сих пор действует российская военная РЛС, российские военные корабли совершают маневры в центральной части Каспия. На самом деле Иран недоволен тем, что Азербайджан укрепляет связи с Турцией, но укрепляет-то он их в первую очередь для того, чтобы нейтрализовать те угрозы, которые исходят из России и Ирана. Может быть, вежливость и положение гостя побудили Н.Аббасова вести себя сдержанно, но я не думаю, что он или другие государственные деятели, находящиеся с визитом в Иране, могли бы коренным образом изменить стратегическую ориентацию Азербайджана на развитие экономических и политических контактов с Западом.

Представитель Организации объединенного Азербайджана Джахандар Байоглу также посчитал высказывание о том, что Азербайджан никому не позволит использовать свою территорию против Ирана, соответствующим духу добрососедства, испытываемого азербайджанским народом ко всем сопредельным государствам. – Естественно, Н.Аббасов выразил принятую в международной практике между двумя независимыми странами формулу заверения в своих добрых намерениях. Применительно к Азербайджанскому государству и народу это, кстати, абсолютная правда. Но я не могу назвать ни одну крупную державу, которая активно выступала бы против налаживания дружественных теплых отношений между Азербайджаном и Ираном.

Именно Иран предпринимает враждебные действия в отношении Азербайджана и тем самым портит дружественные отношения между нами. А мы вынуждены из-за этого укреплять свою оборону. Бывший министр иностранных дел Азербайджана Тофик Зульфугаров не исключил, что поступившее сообщение является не совсем полным, поскольку распространителем его выступает государственное информагентство ИРНА. – А в целом заявление Н.Аббасова отражает официальную политику Азербайджана, заключающуюся в том, что наша страна хочет установить со всеми сопредельными государствами добрососедские отношения, и Азербайджан не хочет быть в чьих-то руках инструментом против Ирана. Однако мне кажется, силовые действия на Каспии, о которых, я думаю, сожалеют уже и в Иране, как раз и вывели ситуацию из состояния относительной стабильности. И в этом главная проблема.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год