Как решить проблему поборов в школах Азербайджана?

Дж.ИБРАГИМОВА

Третий день нового учебного года для учащихся двух школ из оккупированных районов Азербайджана, разместившихся ныне в Сумгайыте, начался не с уроков. Постепенно входящий после летних каникул в колею учебный процесс нарушил шум грузовой автомашины, которая, кряхтя и надрываясь, подъехала к воротам заведения. Вся школа высыпала на улицу, и ребятишки принялись весело разгружать грузовики. Привезенные парты, стулья и шкафы для первоклашек школы N23 зангиланского и школы N2 губадлинского районов в течение короткого времени были не только выгружены, но и установлены в отремонтированных классных комнатах.

Уже сегодня за новые парты сядут 10 первоклассников зангиланской и 45 – губадлинской школ. “До оккупации в нашем районе было 42 школы”, – рассказывает директор зангиланской школы N23 Рамиз Гуламов. – Шесть из них сегодня находятся в Сумгайыте, 25 обрели новое местожительство в Баку, остальные разбросаны по районам страны”. Как мы воочию убедились, спортивный зал лицея, выделенный под эту школу, в сравнении с условиями обучения детей-беженцев в других, мало приспособленных под эти цели помещениях (цехи бетонного завода, помещения общежития), выглядит более-менее благополучно.

В поделенных на множество небольших комнат, слабо освещенных классах в настоящее время обучаются 150 детей. В трех классах начальной школы учатся 50 ребятишек. Ну а выпускниками школы этого учебного года станут 8 человек. “В прошлом году мы выпустили 10 ребят, трое из них поступили в вузы, а двое продолжат образование в техникумах”, – не без гордости рассказывает Р.Гуламов. Процесс обучения здесь мало чем отличается от других городских школ. На школьной доске, так же как и везде, воспользовавшись переменой, кто-то нарисовал смешные рожицы. А на уроке русского языка в 8-м классе, куда мы заглянули с разрешения гостеприимного директора школы, готовились писать сочинение на тему “Как я провел лето”.

В компании девочек-первоклашек (всего 10 детей) был единственный мальчишка, но это его отнюдь не смущало. Новый портфель куда больше его самого поглощал внимание впервые севшего за школьную парту. К слову, красочные ранцы были куплены на членские взносы Центра гуманитарной и социальной поддержки “Умид”. На покупку ранцев и других принадлежностей для детей-беженцев 7 школ в Сумгайыте эта неправительственная организация потратила около 2 млн. 180 тысяч манатов.

Деятельность центра поддержки “Умид”, также как и НПО “Хаят”, вообще направлена на реализацию различных проектов помощи беженцам. В настоящее время в рамках программы “Образование для развития”, осуществляемой по инициативе и при финансовой поддержке ЮНИСЕФ совместно с управлением Верховного комиссариата ООН по делам беженцев (UNHCR), проводится работа по созданию в школах для детей беженцев ассоциаций учителей и родителей.

Данная программа, по словам исполнительного директора “Умид” Исраила Искендерова, призвана оказать помощь общинам компактного проживания беженцев в решении школьных проблем, где обучаются их дети. Согласно Закону об образовании, в каждой школе должны быть созданы учительско-родительский комитет, а также объединения самих школьников. “Ни для кого не секрет, что в школах сегодня собираются деньги на занавески, замки, веники и другие хозяйственные принадлежности.

Эти сборы носят неофициальный характер, а потому родители не верят в то, что деньги будут использованы по назначению”, – говорит исполнительный директор “Умид”. По его мнению, если этот процесс будет носить открытый характер, то есть распределение собранных средств будет осуществляться самими учителями и родителями, вполне естественное недовольство исчезнет. Его мнение подтверждает проведенный в школе N23 зангиланского района ремонт. 1 миллион 106 тысяч манатов, собранных Ассоциацией учителей и родителей, были израсходованы на приведение в порядок обшарпанного помещения бывшего спортзала, проведение электропроводки, починку окон и дверей.

“Родители очень хотят видеть своих детей образованными, а потому на эти цели не жалеют денег, даже столь уязвимая часть населения страны, как беженцы”, – убежден И.Искендеров. В целом же в Сумгайыте располагается около 60 школ, где обучаются около 5 тысяч детей-беженцев. Здесь же находится большая часть школ Губадлинского района страны. Самая большая по численности – школа N2 этого района – заняла бывшую столовую сумгайытского лицея.

По словам директора школы Явера Мамедова, из 200 школьников, обучающихся здесь, 45 – первоклассники. Сегодня они, как и их соседи, ученики зангиланской школы N23, разгружали парты и стулья. “А что будет с полученным оборудованием, когда вернетесь в родные места?, – поинтересовались мы на прощание.- Заберем их с собой”, – не задумываясь ответили директора обеих школ.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год