Т. КАСИМОВА
Исполком Исламской организации по образованию, науке и культуре (ИСЕСКО) одобрил проект создания исламского спутникового телевизионного канала. Создание канала рассматривается как часть общей стратегии Организации исламская конференция, “направленной на пропаганду ислама и создание правдивого образа мусульманского мира”.
По словам генерального директора ИСЕСКО Абдель Азиза Османа аль-Таважри, этот шаг вызван тем, что “мусульмане нуждаются в укреплении своей веры и чувства своей принадлежности к исламской нации, независимо в какой стране они живут и на каком языке говорят”.
Он сообщил также, что вещание канала будет включать два типа передач: одни будут адресованы мусульманам во всех странах исламского мира, а другие – мусульманским общинам в немусульманских странах. Кроме того, предполагается специальный цикл передач, обращенных к представителям иных конфессий с целью “противодействия искаженной информации, направленной на дискредитацию ислама и мусульман”.
Планируется, что новый канал будет работать круглосуточно. Вещание начнется на английском языке, как наиболее распространенном в мире, а затем будет вестись на французском, испанском и других языках, в том числе и русском.
Штаб-квартира телеканала будет находиться в столице Катара Дохе. Не исключено, что будут созданы региональные центры нового канала в Париже, Каире, Лондоне, Джидде, других столицах, включая Москву. Расходы же на создание и эксплуатацию исламского спутникового телеканала составит около 30 млн. долларов. Из них 8 млн. планируется потратить на строительство и оборудование передающего центра, остальные – на организацию вещания.
Прояснить вопрос, каким будет участие нашей страны в создании нового телеканала, ожидается ли открытие на территории Азербайджана корреспондентского пункта новой телесистемы, будет ли новый телеканал транслироваться на территории нашей страны в метровом или дециметровом диапазоне или окажется доступен лишь обладателям спутниковых “тарелок”, в официальных структурах Азербайджана не удалось – там не располагают никакой информацией.
Сегодня любое упоминание об “исламском телеканале” вызывает вполне прогнозируемую ассоциацию с известным катарским телеканалом Al Jazeera, чья штаб-квартира находится на территории того же Катара. Канал Al Jazeera создала группа бывших сотрудников арабской службы Би-би-си, а кто финансировал этот проект – неизвестно. Правда, как показывает практика, Al Jazeera весьма близка к бен Ладену.
Al Jazeera – это, по сути дела, арабский аналог CNN, то есть, полноценный информационный канал. Принято считать, что “взлет” этой телестанции совпал с началом антитеррористической операции США в Афганистане, когда Al Jazeera оказалась единственной телекомпанией, какой талибы разрешили работать на своей территории, и мировым информационным лидерам пришлось волей-неволей перекупать у нее видеоматериалы и информацию.
Однако еще до 11 сентября популярность Al Jazeera в арабском мире уже превосходила все пределы. Причина проста: разница в профессионализме между бывшими журналистами британской ВВС и их коллегами из местных телеканалов оказалась слишком значительной. Правда, не исключено, что не последней причиной успеха Al Jazeera были связи канала с оппозицией в странах Залива, которая, как известно, имеет налаженные контакты с “Аль-Гаэдой”. Таким образом, сегодня Al Jazeera явно претендует на то, чтобы стать этаким “общеарабским телевидением”, – этот спутниковый канал включен даже в “телепакет” ведущих отелей Каира.
У нового телеканала ОИК-ИСЕСКО, судя по всему, совершенно иные задачи. И тот факт, что новый телеканал собирается начинать вещание не на арабском, а на английском, показывает, что его передачи скорее будут адресованы жителям США и Великобритании, чем Египта и Сирии. И попыток “перехватить информационную инициативу” у западной прессы, в общем-то, следовало ожидать. Вопрос в другом: насколько успешной окажется эта инициатива?
К сожалению, даже самый беглый анализ расстановки сил особого оптимизма не внушает. Азербайджанские телезрители уже были свидетелями как минимум одной попытки создания такой телекомпании – речь идет о международной телерадиокомпании “Мир”. Для работы в ней были привлечены профессиональные журналисты из стран-учредителей, нередко набор производился на основе конкурса, в условиях жесткой конкуренции и т.д. Проще говоря, приток квалифицированных кадров был обеспечен.
Но вот интереса у публики передачи “Мира” не вызывали. “Политика телекомпании” сводила журналистский профессионализм на нет: требование “сглаживать углы”, воздерживаться от передачи в эфир “конфликтных” материалов и т.д. приводило к вполне прогнозируемым результатам: эфир “Мира” заполняли либо сентиментальные репортажи, либо ток-шоу на “вечные” темы. А если учесть, что ни концертов, ни выпусков новостей, ни даже художественных фильмов “Мир” зрителям не предлагал, то ситуация становилась ясной.
Очевидно, что новый исламский канал ожидает та же “ловушка”. Если его эфир окажется заполненным исключительно документальными фильмами, раскрывающими “правильный образ мусульманского мира”, лекциями и проповедями “пропагандистов правильного образа ислама” и молитвами, адресованными мусульманам, “нуждающимся в укреплении своей веры”, то аудитория его будет сужена до предела.
Но даже если создатели нового телеканала попытаются предложить зрителю полноценный набор передач, не менее опасной “миной замедленного действия” может оказаться попытка выстроить вещательную политику канала в соответствии с требованиями шариата. Что это означает на практике, можно увидеть на примере иранского телевидения.
Дело не ограничивается тем, что женщины-телеведущие появляются в эфире в традиционных платках. В соответствии с идеологическими требованиями музыкальных передач на иранском телевидении нет.
Прокат художественных фильмов как бы разрешен, но найти ленты, где бы женщины появлялись на экране исключительно в “хиджабе”, непросто, так что приходится довольствоваться продукцией собственных киностудий. В результате иранское телевидение заполняет эфир главным образом выпусками новостей аж на трех языках: фарси, английском и арабском (но не на азербайджанском) и молитвами. А заканчивает свои передачи около 11 вечера.
Во время своей лекции в Американском центре в БГУ профессор Джорджтаунского университета США доктор Яхья Хенди тоже подчеркивал, что американская пресса нередко тиражирует искаженные представления об исламе, увязывая это обстоятельство с низкой активностью мусульманской общины США в таких сферах, как масс-медиа, политология и т.д. Но вместе с тем он же отметил, что радиостанция вашингтонского исламского центра, которая в меру сил рассказывает своим слушателям об исламе, является худшим радиоканалом в США.
Из архивов газеты ЭХО, 2002