Рази Нуруллаев, сопредседатель Общества за демократические реформы
Сегодня вопрос о репатриации депортированных ахалцихских турок-месхетинцев стоит очень остро. Проблема обсуждается на разных уровнях, но, несмотря на все старания Совета Европы и правозащитных организаций, она не находит своего решения.
Ситуация еще больше усугубляется безответственным заявлением председателя комитета по защите прав человека грузинского парламента Елены Тевдорадзе, которая выступила с инициативой отсрочить принятие закона о репатриации депортированных в сталинский период месхетинцев до 2005-2006 годов, вопреки прежним обязательствам Грузии.
Возвращение турок-месхетинцев откладывается. И если Грузия раньше говорила о возможности репатриации, то сегодня члены парламента Грузии призывают к радикальным шагам в отношении этих людей. Помимо председателя комитета по защите прав человека грузинского парламента Елены Тевдорадзе, с заявлением выступил и депутат Гурам Шарадзе. По его словам, Армения обеспокоена возможностью возвращения турок-месхетинцев в свои края.
Шарадзе предлагает даже отозвать представителя Грузии в Европарламенте – Лану Гогеберидзе, потому что без согласования с парламентом она в 1998 году как руководитель грузинской делегации в Парламентской ассамблее Совета Европы поставила свою подпись под документом, оговаривающим сроки репатриации турок-месхетинцев. Затем председатель парламента Грузии Нино Бурджанадзе (она недавно побывала с официальным визитом в Армении), говорит, что возвращение депортированных в 1944 году месхетинских турок может привести к этническим столкновениям.
Ясно, что Грузия не хочет идти на конфронтацию с армянами, живущими в Самцхе-Джавахети, куда должны вернуться турки. Грузия настолько учитывает интересы армян, что даже готова к приостановке своего членства в СЕ. Задерживая сроки репатриации, Тбилиси фактически добивается создания второй “Нагорно-Карабахской Республики” на территории Грузии под названием “Армянская Республика Самцхе-Джавахети”.
Еще не забыты протесты армян этого региона против вывода российских войск. И все должно было бы дать пищу для размышлений грузинских парламентариев. А ахалцихские турки стали объектом систематической дискриминации по этническому признаку не только в Грузии, но и в Краснодарском крае, проводимой органами государственной власти.
Как известно, ахалцихские турки – народ, депортированный в 1944 г. из Южной Грузии в Среднюю Азию. После 1956 г. и до настоящего времени они не получили возможности вернуться ни в те места, откуда были высланы, ни (за исключением нескольких сотен человек) на территорию Грузию вообще. После ферганских событий 1989 г. около 90 тысяч ахалцихских турок вынужденно покинули Узбекистан и расселились на территории Российской Федерации, Азербайджана, Украины и Казахстана. Большая часть этих турок в принципе поддерживает идею возвращения в Южную Грузию.
Сама же проблема имеет две неравные и не зависящие друг от друга составляющие: перспективы переселения в Грузию и статус (гражданство и гарантии соблюдения основных прав и свобод) в государствах нынешнего проживания. В подавляющем большинстве ахалцихские турки стали гражданами тех государств, где их застал распад советской империи.
К моменту проведения гаагских консультаций проблемы, связанные с урегулированием правового положения, сохранялись в Азербайджане, Грузии и РФ. В октябре 1998 г. после вступления в силу закона о гражданстве Азербайджана, ахалцихские турки, утратившие к тому времени статус беженцев, получили возможность получения азербайджанского гражданства. Проблема урегулирования статуса к настоящему времени сохраняет актуальность для части турок, живущих в Грузии, и подавляющего большинства проживающих в Краснодарском крае.
Первая группа не может получить гражданство Грузии из-за того, что некоторые условия натурализации (требования ценза оседлости, знания языка и предоставления доказательств отказа от предыдущего гражданства) оказываются для нее невыполнимыми. Вторая группа – ахалцихские турки, поселившиеся в Краснодарском крае в 1989-90 гг., из-за запрета региональных властей не смогли до настоящего времени получить регистрацию по месту жительства и официально зарегистрировать сделки по купле-продаже жилья.
По этой причине местные и федеральные власти не рассматривают не имеющих прописки месхетинцев как граждан РФ. Более того, региональные власти делают все возможное, чтобы создать ахалцихским туркам в Краснодарском крае невыносимые условия жизни и вынудить их к выезду из региона. С точки зрения международного права ахалцихские турки в Краснодарском крае являются де-факто лицами без гражданства, то есть, независимо от положений национального законодательства, они реально не могут пользоваться правами гражданства.
Сегодня как никогда важно принятие каких-либо рекомендательных и тем более обязывающих резолюций со стороны ОБСЕ, СЕ и ООН для того, чтобы Грузия выполняла взятые на себя обязательства.
Нужно, чтобы эти организации более четко определили задачи, которые стоят перед международными организациями, правительствами и общественными объединениями в связи проблемами ахалцихских турок, формулировали вопросы, требующие первоочередного внимания, установили рабочие контакты. Следует выработать предложения, направленные на улучшение ситуации, и проводить консультации.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год