НУРАНИ
Свой 47-й день рождения, который пришелся на разгар предвыборной кампании, президент Беларуси Александр Лукашенко встретил на Гошском полигоне под Гродно, где проходят масштабные оперативно-тактические учения беларусских вооруженных сил “Неман-2001”.
Оппозиция, как и следовало ожидать, шансом воспользовалась сполна. В центре Минска активисты объединенной гражданской партии провели акцию по сбору подарков для президента. Среди прочего в качестве подарков на день рождения Лукашенко были предложены кукла, изображающая статую Свободы, склеенная из оппозиционных плакатов, а также билет в одну сторону из Минска до родного города президента Шклова. Как заявили “Интерфаксу” организаторы акции, собранные подарки будут доставлены к резиденции главы государства.
Институт социально-политических исследований преподнес президенту более приятный подарок. Его специалисты, подведя итоги очередного социологического исследования “Президентские выборы-2001”, пришли к выводу, что Александр Лукашенко может быть избран президентом на второй срок уже в первом туре 9 сентября. За него готовы проголосовать 61,1% опрошенных. Лидер либерально-демократической партии Беларуси Сергей Гайдукевич “набрал” 6,1%; единый кандидат широкой гражданской оппозиции, председатель беларусской федерации профсоюзов Владимир Гончарик получил 5,4%.
Социологи считают, что результаты опроса связаны прежде всего “с эффективностью и популярностью среди населения внешней и внутренней политики, которую проводит действующий президент”, а предпринимаемые оппозицией политтехнологии и так называемый “грязный пиар” дают обратный эффект.
Однако, несмотря на то, что власти Беларуси всячески демонстрируют уверенность в победе, нервозная реакция официального Минска на последние разоблачения “эскадронов смерти” не оставляет сомнений: политической и информационной активностью оппозиции власть обеспокоена весьма серьезно.
Напомним: в центре внимания по-прежнему находится видеозапись с заявлениями Андрея Жерносека и Геннадия Угляницы, которые представились следователями КГБ Беларуси и утверждали, что им в ходе расследования дела об исчезновениях людей удалось установить причастность сотрудников СОБРа к убийству бывшего вице-премьера Виктора Гончара и предпринимателя Анатолия Красовского и найти место их захоронения. По их словам, похищение и убийство осуществили те самые “эскадроны смерти”.
В Беларуси тут же организовали “проверку”, провели раскопки на месте предполагаемого захоронения, но, как того и следовало ожидать, ничего не нашли. Авторы видеозаписи уже объявлены в розыск. Александр Лукашенко назвал все это провокацией, заявил, что оппозиция раскручивает скандал с пропавшими людьми в преддверии выборов и выразил уверенность, что все равно выиграет эти выборы.
Однако самое примечательное заявление последовало после этого. Александр Лукашенко пообещал, что намерен “до 9 сентября терпеть, а после навести порядок, как во Франции, или по образцу США, или, если хотите, по образцу России”. После чего обрушился на российские телеканалы: сначала потребовал дать объективную информацию об этом инциденте, а потом пообещал, что в противном случае “определенные каналы не будут работать после выборов на территории Беларуси”.
Судя по всему, и для власти, и для оппозиции победа на беларусских выборах превращается в вопрос “быть или не быть”. Напуганный размахом оппозиционной предвыборной кампании, Лукашенко по сути дела обещает еще более жесткую диктатуру, если исход выборов окажется в его пользу. В условиях беларусской конкретики фальсификация результатов голосования более чем вероятна.
Между тем на происходящее уже отреагировал госдепартамент США. Госсекретарь США Колин Пауэлл выступил со специальным заявлением.
В документе указывается, что “с 1996 года беларусский режим фактически прекратил переход к демократии и верховенству закона.., …постоянно нарушал права человека и другие обязательства, которые Беларусь приняла на себя как участник ОБСЕ и государство, подписавшее Венскую конвенцию”.
В заявлении отмечается, что “беларусские власти знают о тех шагах, которые им необходимо сделать, чтобы выполнить обязательства перед ОБСЕ и обеспечить признание результатов будущих президентских выборов… Отказ от этих шагов будет означать превращение нынешнего режима в единственного изгоя в Европе”, – говорится в заявлении.госсекретаря.
В ответ президент Беларуси назвал эти обвинения беспрецедентными и наглыми и заявил, что американцы не умеют себя вести.
Тем не менее очевидно, что столь жесткая реакция госдепа США превращает внутриполитическую ситуацию в Беларуси в серьезную проблему. Очевидно, что если в Минске не произойдет серьезных сдвигов, то в центре Европы действительно может появиться “государство-изгой”.
А это – не только внутренние проблемы отдельно взятой страны, но еще и резкий рост напряженности в регионе: нетрудно заметить, как влияет на обстановку в Карибском бассейне Куба, а на ситуацию на Дальнем Востоке – Северная Корея.
К тому же армия Беларуси вооружена самым современным российским оружием. И хотя об этом не говорится вслух, есть тут и почва для территориальных конфликтов. В определенные исторические периоды в состав Западной Беларуси входила часть современной Литвы, включая и ее столицу – Вильнюс, именовавшуюся тогда Вильно.
А каким быстрым и неожиданным может быть переход от внутренних репрессий к внешним претензиям, мы совсем недавно могли убедиться на примере Туркменистана. Так что проявленный США интерес к ситуации в Беларуси объясним.
Однако в результате в весьма непростом положении оказывается Москва. С одной стороны, Лукашенко – убежденный сторонник интеграции с Россией. С другой, существует и опыт Югославии, где после падения режима Милошевича и прихода к власти Воислава Коштуницы российское влияние, несмотря на “исторические связи”, “славянскую солидарность” и “православное братство”, свелось к нулю.
А пока единый кандидат в президенты Беларуси от широкой гражданской коалиции Владимир Гончарик призвал президента России “выступить гарантом действительно справедливых и демократических выборов в Беларуси”. Москва пока молчит, не торопясь принимать ни одну из сторон. Но очевидно, что держать паузу вечно она не сможет.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год