На днях в австралийском городе Брисбен в торжественной обстановке стартовали Игры доброй воли – соревнования сильнейших спортсменов мира, которые когда-то считались альтернативой Олимпиадам, а нынче переродились в обычный коммерческий турнир. Тем не менее, благодаря наличию звезд первой величины некоторый спортивный интерес соревнования по четырнадцати наиболее рейтинговым видам спорта все-таки представляют.
К сожалению, азербайджанские атлеты на очередных играх представлены не будут, хотя у нас имелся свой победитель на Играх доброй воли. В 1986 году чемпион мира по вольной борьбе Хазар Исаев стал обладателем золотых наград на детище Теда Тернера.
Почти четверть века назад мир был четко поделен на два противоборствующих лагеря – капиталистический и социалистический, и противостояние двух систем зашло настолько далеко, что они не могли сойтись вместе даже на спортивной площадке. Вслед за чисто социалистической Олимпиадой-80 в Москве последовала чисто капиталистическая Олимпиада-84 в Лос-Анджелесе, и спортивным болельщикам начало ощутимо не хватать честного спора атлетов одной политической доктрины с другой.
В этот момент в светлой голове у “владельца заводов, газет, пароходов” и – что самое главное – вице-президента телеканала CNN Тэда Тернера родилась гениальная мысль: насытить ажиотажный спрос спортивного рынка предложением, от которого ни та, ни другая сторона не сможет отказаться. Так, буквально на пустом месте на свет появились соревнования с ласкающим слух названием.
Расчет Тернера полностью оправдался. В 1986 году, по личным приглашениям бизнесмена и его влиятельных друзей в различных мировых организациях, в столицу СССР съехались все сильнейшие спортсмены, и Игры доброй воли имели один из самых высоких рейтингов в истории спортивного телевидения, а Тернер в одночасье получил статус мецената и миротворца планетарного масштаба.
Спустя 4 года (для подтверждения огромного престижа соревнований даже интервал был выбран олимпийский) с ответным визитом вежливости уже советские спортсмены отправились в логово империализма – Соединенные Штаты, где в Сиэтле, на родине отца-основателя “Добрых игр”, опять состоялась дуэль двух миров. Так как Олимпиада в Сеуле была уже далеко, а Олимпийские игры в Барселоне еще и не думали начинаться, мероприятие вновь имело оглушительный успех, и показалось, что еще чуть-чуть – и тернеровские игрушки поставят подножку теряющим реноме Олимпийским играм.
По “доброй воле” атлеты еще съездили в 1994 году в Санкт-Петербург, по “доброй воле”, подкрепленной солидными призовыми, спустя четырехлетие откатали привычную программу в Нью-Йорке, и стало понятно, что в новом, многополярном мире, “добровольная” идея начала себя стремительно изживать. Тернер пустился на разные хитрости и, забыв про напускной олимпийский престиж, устроил внеочередные Игры доброй воли в 2000 году, для разнообразия сделав их зимними. Спустя чуть больше года вспомнить про эти ристалища не удается ничего, кроме того, что прошли они в колыбели зимней Олимпиады-80 – Лейк-Плэсиде и ничего, кроме убытков, создателю не принесли.
Нынешние Игры доброй воли решено провести с опережением графика на год и впервые вынести их за пределы двух супердержав – на самой, что ни на есть нейтральной территории, до которой и русским, и американцам добираться придется за тысячи километров. От того, как пройдет это выездное мероприятие, зависит дальнейшая судьба движения “Доброй воли”.
Формат соревнований остается прежним. Приглашаются только лучшие из лучших, которые без всяких предварительных и отборочных стартов сразу проводят финалы. Если лучшие из лучших отказываются, их имена вычеркиваются из списка, и сверху вписываются фамилии худших из лучших, затем лучших из худших и т.д.
Для поддержания высокого рейтинга вида спорта отбираются лишь самые конкурентоспособные – легкая атлетика, баскетбол, плавание, прыжки в воду, пляжный волейбол, велоспорт, спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание, тяжелая атлетика, триатлон, серфинг, почему-то батутный спорт и состязания по спасанию на водах. Олимпийский лозунг “Главное не победа, а участие” – во внимание не принимается.
Преодолеть тысячи километров по пути к Брисбену звезды готовы только в расчете на триумфальные деньги. Понимая это, Тернер не поскупился на призовые. В этом году призовой фонд составит 5 100 000 долларов, при том, что кроме победы премироваться будут мировые (по $100 000) и национальные рекорды (по $50 000).
Судя по объявленному составу участников, которых в общей сложности ожидается около 1300 человек (для сравнения: в Москву 15 лет назад приехало 3000 атлетов), размеры потенциального гонорара все-таки заставили некоторых знаменитостей пуститься в путь.
На легкоатлетическом стадионе планируется появление бегуньи Мэрион Джонс, бегунов Майка Джонсона, Ато Болдона, а в плавательном бассейне австралийские зрители увидят практически всех местных героев. Правда, в остальных 12 видах программы организаторы до поры до времени умалчивают имена участников. Видимо, именные приглашения Тэда Тернера до сих пор продолжают переходить из рук в руки.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год