Ш.АЛИЕВ
Такого количества трупов “воров в законе”, как за две последние недели заканчивающегося лета в России, а точнее в ее сердце Москве, не видели уже давно. Причем, по мнению оперативников, “это далеко не предел передела”. По сообщениям забивших тревогу российских СМИ, в столице началась самая настоящая война между бандитскими группировками, и отголоски ее еще долго будут звучать контрольными выстрелами и взрывами “неустановленных взрывных устройств” по всей стране.
Гибнут в основном кавказские преступные авторитеты, и последним из распрощавшихся с жизнью, стал 37-летний криминальный авторитет Дато Какулия, более известный как “Дато Тбилисский”. Он скончался в больнице от тяжелых ранений. Покушение на Какулия было совершено во дворе одного из частных домов на севере Москвы, где проживала его сожительница.
Неизвестные преступники были прекрасно осведомлены о личной жизни Дато и к нападению подготовились более чем тщательно. В тот момент, когда Какулия выходил из двора, прогремел взрыв. По всей видимости, киллеры установили взрывное устройство, начиненное для увеличения убойной силы рублеными гвоздями.
Но куда любопытнее другое. Судя по всему, это было демонстративное убийство, так как на месте, откуда велась слежка за домом, сыщики нашли недвусмысленно оставленную киллерами гранату Ф-1. Маловероятно, чтобы преступники оказались столь “забывчивы”. Между тем, оперативники считают, что гибель “Дато Тбилисского” – ответный удар противоборствующей группировки и непосредственно связана с другим печальным инцидентом, произошедшим на прошлой неделе на Ленинградском шоссе.
Бронированный “Мерседес”, на котором ехали братья Нодар по кличке “Ноно” и Дато Чограши и их родственник Сурен Фаризян, подорвался на радиоуправляемой бомбе в Химках. 23 августа, за два дня до покушения на Какулия, на Даниловском кладбище состоялись похороны Нодара Чограши, умершего в больнице после теракта.
Сыщики, занимающиеся расследованием этого преступления, вначале полагали, что теракт является результатом разборок внутри армянской преступной группировки, однако смерть Какулия заставила взглянуть на произошедшее под иным ракурсом. Хотя в пользу первой версии вроде бы говорит факт гибели еще одного авторитета – Оанесяна. 21 августа на Зеленом проспекте под сиденьем автомобиля “BMW” сработало взрывное устройство. Позже выяснилось, что за рулем находился 26-летний Генрих Оанесян.
Сыщики, как уже было сказано выше, считают, что взрывы будут звучать еще долго, и не только в столице. Так, 23 августа в Астрахани, подкараулив при выходе из казино, киллер убил так называемого “смотрящего” за южным регионом России “вора в законе” по кличке “Гудрон” (в миру – 35-летнего Айлаза Алояна). А 24 августа в Сочи трое неизвестных на пляже гостиницы “Жемчужная” расстреляли еще одного короля преступного мира – “вора в законе” Тенгиза Сухумского.
Еще ранее в апреле был профессионально расстрелян грузинский “вор в законе” Давид Джапаридзе по кличке “Дато”. Убийцы, переодетые в желтые жилеты дорожных работников, перекрыли дорогу его “Мерседеса” на мосту, и когда ничего не подозревавший Джапаридзе вышел подышать свежим воздухом, разрядили в него весь магазин автомата “Калашников”. В июне “убрали” “вора в законе” Маиса Карапетяна. И по данным МВД России последний стал “наезжать” на нефтяных бизнесменов, за что скорее всего и поплатился.
Здесь возникает другой вопрос, не менее интересный. Во всяком случае некоторые аналитики этого не исключают: а не причастны ли к убийствам авторитетов спецслужбы, которые некогда сами же создали институт “воров в законе”, а теперь начали их отстрел.
Ведь стоило тому же самому Карапетяну попытаться залезть в стратегическую для страны сферу экономики, как его тут же отправили на тот свет. Да и другие “воры в законе” держат нос по ветру, чутко улавливая запах денег в прибыльных и рентабельных начинаниях российской экономики.
Но это только одна из версий начавшегося “геноцида” в отношении “воров в законе”. В основе другой лежит тот факт, что указанный институт “воров в законе”, как таковой, начал себя изживать. И здесь не обойтись без краткого экскурса в историю. Не секрет, что создавался он целенаправленно, а не возник стихийно.
Причем создавался НКВД, то есть теми же спецслужбами. Сталину он был необходим для поддержания порядка в забитых зонах и лагерях. “Паханы” жестко контролировали ситуацию в местах лишения свободы, а их нездоровая инициатива на свободе раздражала власти.
Сегодня в быстро меняющемся мире, появлением новых формаций в том же самом уголовном мире, “воры в законе” пытаются использовать криминальный авторитет в качестве средства для безостановочной наживы, а ведь изначально, по уголовной романтике, они должны были находиться на полном обеспечении из воровского общака, но не более.
Нельзя не обратить внимание и на то обстоятельство, что пока гибнут в основном закавказские “воры в законе”. Их русские коллеги, как бы находятся в роли наблюдателей. Но в воровской среде не принято без особых на то причин вносить сумятицу в устоявшийся порядок, поскольку правоохранительные органы начинают здорово сердиться на блатной мир, когда кровь, пусть даже бандитская, льется рекой. Для оппозиции это всегда повод обвинить власти в бездействии, а для властей повод серьезно пожурить силы правопорядка.
Так что вряд ли новый старый русский криминал занял позицию нейтралитета в этой войне. Скорее всего, он принимает в ней непосредственное участие. В связи с этим бытует и другое мнение относительно последних разборок в России. Предполагается, что русские “воры в законе”, уставшие от кавказской воровской гегемонии, засучив рукава, начали отжимать нашего “брата” за пределы собственной страны, параллельно прибирая к рукам наиболее плодородные участки обширной российской кримнальной нивы.
Если раньше для преступных авторитетов, совсем как в песне, местом жительства был Советский Союз, то с распадом “великого и могучего” начало разваливаться и одно из самых великих криминальных сообществ за всю историю человечества под названием “воры в законе”.
У русских воров попросту отпала необходимость терпеть у себя кавказский криминал, который по мере ослабления, как это не парадоксально, становился все более и более агрессивным. А значит, криминальная война только набирает обороты…
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год