Т.АНСАРИ
Сообщения о сбитом над южной бесполетной зоной в Ираке американском беспилотном самолете-разведчике типа Predator были только первым звеном в очередном витке напряженности в зоне Персидского залива. Вскоре в Пентагоне подтвердили информацию, что с самолетом-разведчиком была потеряна связь, однако не исключали, что падение самолета произошло вследствие технических неполадок.
Ирак тем временем обещает продолжать сбивать американские и британские самолеты, осуществляющие патрулирование в северной и южной “запретных зонах”, существование которых не признает.
Официальное иракское агентство ИНА обнародовало заявление вице-премьера Ирака Тарика Азиза, что иракские ПВО намерены и впредь наносить удары по самолетам ВВС США и Великобритании. “Тот факт, что американский самолет был сбит над Басрой нашими зенитчиками, доказывает, что наш военный потенциал растет”, – подчеркнул Тарик Азиз.
Иракское телевидение, в свою очередь, демонстрирует разбросанные в пустыне обломки американского беспилотного воздушного разведчика. А иракские власти немедленно обвинили в нарушении воздушного пространства страны не только американцев и англичан, но и соседний Кувейт.
Первый вице-премьер Кувейта шейх Сабах аль-Ахмед аль Сабах отверг обвинения Багдада в том, что самолет-разведчик ВВС США вылетел с территории эмирата, указав, что это самолет морского базирования.
Однако вскоре информационные агентства сообщили, что самолеты ВВС США и Великобритании нанесли удар по двум военным объектам в южных районах Ирака. По словам источников в Пентагоне, бомбардировка была предпринята с целью нанести повреждения системе ПВО, которая сейчас модернизируется Багдадом.
Под огонь попали командные пункты, оснащенные аппаратурой связи, контроля и управления истребителями иракских сил ПВО. В авианалете было задействовано не менее 6 истребителей коалиционных сил, патрулирующих закрытые для полетов иракской авиации зоны на юге и севере страны. Поддержку им оказывали порядка 12 самолетов сопровождения, в том числе оснащенные средствами радиоэлектронного подавления.
В Пентагоне заявляют, что удар по системе ПВО Ирака не является “акцией возмездия” за сбитый беспилотный самолет-разведчик и между этими двумя событиями нет прямой связи: план нанесения удара был составлен еще до крушения самолета-шпиона. Тем не менее американским экспертам, по всей видимости, в ближайшем будущем придется решать непростую задачу.
В самом деле, если Ирак просто воспользовался ситуацией и объявил падение самолета-разведчика результатом эффективности собственной ПВО, то это одно, но если Predator на самом деле был сбит, то оценки военного и, в особенности, противовоздушного потенциала Ирака следует пересмотреть.
Конечно, подобное изменение расстановки сил вряд ли заставит Вашингтон и Лондон отказаться от контроля “запретных зон”, хотя появление реальной угрозы для американских и британских пилотов, скорее всего, подтолкнет военное командование к пересмотру собственной тактики.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год