М.БАГИРОВ
Проблема правового статуса Каспия продолжает оставаться в центре внимания прибрежных государств. Трудно говорить о том, насколько успешными оказались переговоры в Баку замминистра иностранных дел Ирана, спецпредставителя президента ИРИ по Каспию Али Ахани (хотя сам дипломат назвал их “плодотворными”), однако в ходе них удалось прояснить очень важный вопрос – точную дату визита в Иран президента Азербайджана.
Теперь известно, что он состоится 17 сентября, и договоренность на этот счет, как сообщает иранское агентство ИРНА, достигнута между президентами двух стран. Незадолго до этого в Тегеран, для участия в подготовке программы предстоящего визита Гейдара Алиева, прибудет азербайджанская делегация. Эту информацию подтвердил вчера замминистра иностранных дел Азербайджана Халаф Халафов.
По его словам, сегодня Азербайджан и Иран снова вернулись к диалогу и обмену мнениями, и данное обстоятельство говорит в пользу того, что все проблемы могут решаться путем переговоров.
Сразу же после отъезда из Азербайджана замминистра иностранных дел Ирана, спецпредставителя президента по Каспию Али Ахани в Баку прибыл его российский коллега – Виктор Калюжный. Российский дипломат прилетел в азербайджанскую столицу из Тегерана, где также вел консультации по проблеме. Правда, самолет с Калюжным задержался на два часа, что дало пищу для всякого рода различных предположений.
Однако прилетевший к полуночи спецпредставитель президента России по Каспию развеял всякие сомнения относительно российско-иранского “заговора”.
Как сообщил В.Калюжный в аэропорту “Бина”, он собирается обсудить с официальными лицами Азербайджана ряд вопросов, касающихся подготовки саммита президентов прикаспийских государств, а также итоги консультаций А.Ахани в Баку. Что самое интересное, российский дипломат опроверг сообщения о переносе сроков саммита прикаспийских государств.
“Было предварительно объявлено, – сказал он, – что саммит состоится осенью в Ашгабате, и я думаю, что так оно и будет, сроки сейчас уточняются”.
Что касается результативности саммита президентов, то, по мнению В.Калюжного, это будет зависеть от того, насколько успешной окажется встреча министров иностранных дел в Астане 18 – 20 сентября.
Примечательно, что В.Калюжный дезавуировал инициативу президента России, высказанную в ходе неформального саммита президентов СНГ в Сочи, о необходимости проведения встречи четырех прикаспийских государств – членов Содружества – для выработки единой позиции по Каспию. По словам российского дипломата, все прикаспийские государства выступают против встреч в усеченном составе.
В.Калюжный считает, что консенсус может быть достигнут только “пятеркой” государств, а никак не форматом “четверки” или “тройки”. Более того, спецпредставитель президента РФ по Каспию поставил под сомнение существование каких-либо “сочинских договоренностей”.
“Я не знаю, – сказал В.Калюжный журналистам, – как вы трактуете встречу в Сочи, но между Россией и Азербайджаном, Россией и Казахстаном подписаны соответствующие документы, где четко определены позиции. Никто от этих позиций не отходит и отходить не собирается”.
Выражая свое отношение к инциденту на Каспии на почве разногласий между Азербайджаном и Ираном по поводу принадлежности нефтяных месторождений, В.Калюжный отметил, что он никак не отразился на переговорном процессе по определению правового статуса водоема.
“Я думаю, – сказал дипломат, – что это было недоразумением и Азербайджану удалось мудро и красиво выйти из этой ситуации”. Визит А.Ахани в Баку спецпредставитель президента РФ по Каспию расценил как свидетельство снятия напряженности в отношениях двух стран.
Что касается обмена нотами протеста между Азербайджаном и Ираном, то российский дипломат считает это рядовым явлением. “Мы раз в квартал, – сообщил замглавы российского МИД, – получаем от Казахстана дипломатические ноты по поводу работ на Каспии компании “ЛУКойл”, отправляем ответные ноты и ведем политический диалог на эту тему. Так что нота – это не показатель”.
Довольно интересно высказался В.Калюжный по поводу демилитаризации Каспийского моря. Российский дипломат в настоящий момент считает это нереальным, однако отмечает, что “со временем это должно произойти”.
В.Калюжный опроверг предположения о том, что российская сторона использовала рычаги воздействия для умиротворения Ирана в его агрессивных действиях на Каспии. По словам дипломата, все прикаспийские государства договорились взаимодействовать при полном уважении суверенитета друг друга и своих экономических интересов, и в этом смысле никакого давления со стороны России не предусматривается.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год