В Азербайджане оглашен приговор по угону самолета

Р.ОРУДЖЕВ

Вчера судейская коллегия во главе с Мансуром Ибаевым огласила приговор в отношении Мехти Гусейнли, год назад попытавшегося угнать самолет с пассажирами из идейных соображений. Рассмотрение дела в Суде по тяжким преступлениям длилось примерно две недели.

Результат оказался таким, каким и предсказывали адвокаты подсудимого – Видади Махмудов и Осман Кязымов. М.Гусейнли осудили на девять лет, из которых один год он уже провел в заключении, находясь все это время под следствием.

Государственный обвинитель Назир Байрамов требовал для него 10 лет заключения, суд приговорил к девяти. Разница невелика, возможно, суд учел обстоятельства, смягчающие вину М.Гусейнли, а именно то, что он прежде не был судим и является отцом троих малолетних детей.

Мусаватист из Джульфы был признан виновным по обеим статьям, которые требовал применить к нему прокурор, – в попытке угона воздушного судна с применением силы, в сговоре с группой соучастников и в терроризме. Внешне зал прореагировал довольно спокойно на вынесение строгого наказания, возмущался лишь сам М.Гусейнли, который до последнего надеялся, что суд примет во внимание “необдуманность его шага” и скостит ему “энное” количество лет.

Имя Р.Арифоглу упоминается в приговоре лишь один раз, в том месте, где говорится о телефонном звонке, произведенном М.Гусейнли из самолета. Тем не менее адвокат В.Махмудов считает, что формулировка о “сговоре с другими лицами” оставляет властям определенную лазейку для того, чтобы иметь возможность в будущем привлечь в нужный момент к “ответственности” и владельца газеты “Ени Мусават”.

В.Махмудов заявил “Эхо”, что в течение ближайших 10 дней адвокаты “несправедливо осужденного” намерены обратиться с требованием пересмотра дела в республиканский Апелляционный суд. Если оно не будет удовлетворено, то адвокаты будут подавать кассации во все судебные органы страны по восходящей, вплоть до пленума Верховного суда Азербайджана. “По исчерпании всех юридических возможностей внутри республики, – говорит В.Махмудов, – мы имеем право обратиться в Европейский суд по правам человека”.

Сам Р.Арифоглу также оценил действия суда как несправедливые и явно заказные. “Осуждение М.Гусейнли на девять лет не является адекватной мерой на то, что он совершил. Я вижу подноготную этого процесса. Слова приговора о том, что он действовал не один, направлены явно в мой адрес, несмотря на то, что и следствие, и вся общественность знают, что М.Гусейнли сам все задумал и сделал. К сожалению, все это является свидетельством политизированности нашей судебной системы”.

Один из известных независимых юристов Азербайджана Рамиз Зейналов согласился дать нам свою нейтрально – профессиональную оценку степени справедливости вынесенного М.Гусейнли приговора.

– Я так и предполагал, что примерно столько лет ему и дадут, ведь прокурор, помнится, просил для него 10 лет. В принципе, я считаю, что рассматриваемое дело было очень сложным и в нем надо было очень серьезно разбираться, и на стадии предварительного следствия, и судебного расследования. Я уверен, что и В.Махмудов, и О.Кязымов – высокопрофессиональные адвокаты и считаю, что они в принципе разобрались с этим уголовным делом.

Проанализировав всю информацию о суде, к которой я имею доступ через газеты, я остаюсь при мнении, что это дело сфабриковано, и думаю, что мои коллеги меня в этом поддержат. Уверен, В.Махмудов и О.Кязымов обжалуют его в апелляционном порядке. В приговоре, кроме того, говорится о сговоре с другими лицами. Где эти лица? С кем он был в сговоре? Ведь приговор – это окончательный следственный документ. Разве можно было вносить в него это предложение? Судьи обязаны были в этом случае указать имена сговорившихся и четко обозначить, кому и какая роль конкретно отводилась в заранее продуманном “теракте и угоне воздушного судна”.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год