О провинции и патриотизме в Азербайджане

Г.Мамедзаде

Неумение правильно расставлять акценты при освещении тех или иных событий, или неспособность тонко уловить между строк истинный смысл сказанного – не знаю, какой из этих факторов послужил поводом для полемики между журналистом и читателем. Но последний обвинил нас, можно сказать, в неуважении к собственному народу. Приговор возмущенного читателя был категоричен: “Ни за что ни про что облили грязью”.

Но так ли “ни за что ни про что”, и не “облили грязью”, а пытались обратить внимание на реальность происходящего, и именно из уважения к своему народу, а не наоборот. Тем более, что реальность несколько далека от того, чтобы тешить свое национальное самосознание “ура-патриотизмом”.

Прежде чем извиниться перед читателем, который увидел не совсем то, что мы стремились ему показать, и представить свою точку зрения, напомним, что в той самой статье речь шла о 7 детях семьи Исмайловых, снятых с поезда и госпитализированных в Москве на пути следования из Баку в Калининград.

Многодетная семья направлялась из Агстафы в Калининград на постоянное место жительства. Однако сраженные все как один инфекционным заболеванием дети оказались на больничной койке в чужом городе.

Московские врачи оказали им необходимую помощь, обратив при этом внимание на неподобающее современному образу жизни санитарно-гигиеническое состояние, в котором пребывали наши дети. Кому-то это неприятно режет слух или взгляд, но вещи надо называть своими именами. Дети были немыты и зашивлены, и вряд ли это результат 2-3 дней пребывания в вагоне, как это пытается мотивировать читательница.

А если верить главе железнодорожного ведомства Зие Мамедову, который на пресс-конференции рапортовал о благоприятном состоянии железнодорожных вагонов, упрекая, напротив, пассажиров в отсутствие культуры пребывания на транспорте, то и эти доводы читателя теряют силу.

На самом деле целью данной статьи было представить проблемы здавоохранения, и они невольно увели нас к другим взаимосвязанным социальным проблемам, в данном случае – к ситуации в провинции. Мы не будем “пионерами” в этом деле, если констатируем, что регионы страны обделены светом, газом, коммуникациями, социальными услугами, недостатком рабочих мест и прочим. Достаточно заглянуть в провинцию, особенно зимой, как можно увидеть и более удручающие подробности сельской действительности.

Нам посоветовали почаще выезжать в регионы страны, чтобы составить правильное представление не понаслышке. Мы бывали в регионах, хоть и не часто, в отличие от нашего читателя – агронома по специальности. Но вынесли от этих поездок, как видно, разные впечатления.

Лично я склонна усомниться, что бедность дружна с гигиеной. Дело даже не в отсутствии дорогих шампуней – даже для того, чтобы смыть с себя золу, которую, как пишет читательница, использовали вместо мыла, элементарно требуются вода и тепло, когда дело обстоит зимой.

Наверное, не от хорошей жизни та же многодетная семья Исмайловых, как и многие другие, покинув насиженные родные места, бросается в неизвестность, направляясь в чуждый их обычаям и менталитету Калининград. Именно на недостаток внимания к провинции, жители которой либо устремляются к заманчивым городским удобствам, либо продолжают нести тяготы неблагоустроенного быта, мы и пытались обратить внимание читающей аудитории, не имея намерений кого-то оскорбить.

…Мне, как и тысячам других азербайджанцев, думаю, небезразлично, когда в той же Москве, которая, как пишет читательница, “еще только строилась, когда в Исмаиллинском районе уже действовала подземная баня”, наших соотечественников имеют основание пристыдить за отсутствие культуры, тем более санитарной. Ведь мы же знаем, что она (культура) у нашего народа присутствует, так почему же нас должны упрекать в обратном.

А что касается бани в Исмаиллинском районе, которая послужила предметом гордости для нашего уважаемого читателя, надеюсь, что эта баня не вышла из строя и по сегодняшний день. Но мне почему-то кажется, что в XIII веке она работала более исправно. Сколько можно, набив оскомину, все время возвращаться к культуре “прошлого”, когда культура “настоящего” переживает не лучшие времена, угрожая и будущему.

В этом смысле понятие истинного патриотизма приобретает разные проявления, и не только в вопросе культуры и гигиены, а также по многим другим проблемам нашего общества, которые давно напрашиваются на всеобщее осуждение. А баюкать свое сознание воспоминаниями о прошлом нелишне, но разве что с целью извлечения положительных примеров.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год