Т.АНСАРИ
Министр обороны Армении Серж Саркисян завершил свое очередное ближневосточное турне. Как сообщило агентство MIGnews.com со ссылкой на официальное сообщение минобороны Сирии, глава армянского оборонного ведомства посетил столицу Сирии – Дамаск, где подписал со своим сирийским коллегой генералом Мустафой Тласом соглашение о военном сотрудничестве.
Подробности соглашения между двумя странами не сообщаются. В официальном пресс-релизе указывается, что “переговоры во время встречи, на которой также присутствовал генерал Али Аслан, главнокомандующий сирийскими вооруженными силами, касались двусторонних связей между армиями двух дружественных государств и путей их укрепления”.
Из Дамаска Серж Саркисян отправился в Бейрут. В программе его ливанского визита – переговоры с президентом Ливана Эмилем Лахудом, председателем парламента Набихом Берри, премьер-министром Рафиком Харири, министром обороны Халилем Храуи и представителями армянской общины в Ливане. Первым пунктом пребывания Саркисяна в Ливане обозначено посещение города Анджар недалеко от ливано-сирийской границы, где проживает большая армянская община. Кроме того, Саркисян возложил венок к памятнику “жертвам геноцида армян” в 1915 году.
Бурное развитие связей Армении с радикальными режимами Ближнего Востока, в том числе с Сирией, ни для кого не секрет. Ясен и фундамент этого сотрудничества: неприязнь арабов к Турции, сохранившаяся еще с тех времен, когда территории многих независимых арабских государств входили в состав Османской империи, и “земельно-водные” споры той же Сирии с Турцией, и турецко-израильское военное сотрудничество, и многое другое. В 70-80-е годы этот “геополитический расклад” выражался в тесном сотрудничестве армянских и арабских террористических группировок, в девяностые – в тесной дружбе Армении с радикальными арабскими режимами, главным образом с Сирией и Ливаном.
Однако если сам факт тесной дружбы Дамаска и Еревана не является новостью, то вот армяно-сирийское оборонное соглашение заслуживает серьезного внимания. Особенно на фоне обострившейся ситуации на Ближнем Востоке. Формально Сирия в конфликт еще не вступила, но ее новый президент Башар Ассад регулярно выступает с резкими антиизраильскими заявлениями. А как указывают израильские аналитики, Армения, ставшая независимой в 1991 году, является сегодня одним из основных поставщиков вооружения Сирии.
А это уже наводит на размышления. Несмотря на усилившиеся в последние недели разговоры о возможности погашения армянского долга России за счет передачи ей предприятий ВПК Армении, очевидно, что говорить о законченном цикле производства оружия, достаточном для собственного оружейного экспорта, в этой стране не приходится. И, скорее всего, речь идет о перепродаже через Армению российского оружия – точно так же, как, скажем, Эстония превратилась в экспортера цветных металлов, в массовых количествах вывозившихся из России в эту балтийскую страну.
Плюс ко всему технология “транзита” оружия через Армению отработана до мелочей. В разгар балканской войны, по данным региональных СМИ, через Армению осуществлялись поставки российского оружия боснийским сербам в обход санкций ООН.
Позже российское оружие, переданное Армении в рамках тайных поставок на сумму в миллиард долларов, “всплывало” на позициях ПКК в Северном Ираке. Так что Армения, по всей видимости, выступает сегодня в роли “посредника” в торговле российским оружием на Ближнем Востоке. Тем более что эту страну на оружейном рынке мало кто вообще воспринимает всерьез.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год