Российская база в Гудауте в боевой готовности

НУРАНИ

По информации агентства CNA, 5 сентября в Москве пройдет заседания Совета министров иностранных дел стран-членов СНГ.

Как заявил на брифинге директор департамента по связям с общественностью и информации МИД Грузии Каха Сихарулидзе, на заседании будет рассмотрен широкий спектр вопросов, в частности, координация деятельности министерств иностранных дел стран Содружества, создание единой системы ПВО стран СНГ, деятельность Антитеррористического центра СНГ, а также подведены итоги работы Совета министров иностранных дел СНГ за последние 10 лет, ход осуществления решений этой организации, принятых на заседании 31 мая 2001 года. Кроме того, отдельно будет рассмотрен вопрос руководства Коллективными миротворческими силами в зоне грузино-абхазского конфликта.

Трудно исключать, что дискуссия о руководстве КМС может перерасти в обсуждение абхазской проблемы как таковой. Тем более, что напряженность в зоне грузино-абхазского конфликта в последнее время заметно возросла.

Как уже сообщала наша газета, немалую роль в этом сыграли сообщения российских СМИ, будто бы чеченские вооруженные формирования во главе с известным полевым командиром Русланом Гелаевым в ближайшем будущем при поддержке грузинских вооруженных формирований могут вторгуться на территорию Абхазии.

Президент Грузии Эдуард Шеварднадзе, возвратившись в Тбилиси после недельного отпуска, обсудил ситуацию в приграничных с Абхазией районах на встрече с руководителями силовых ведомств. Как сказали “Прайм-Ньюс” в пресс-службе президента, на встрече отмечалось, что в результате мероприятий, проведенных правоохранительными органами и местными властями, ситуация на прилегающей к Абхазии территории разрядилась и взята под контроль.

“Премьер-министр” сепаратистского “правительства независимой Абхазии” Анри Джергения заявил журналистам, что грузинские вооруженные формирования, которые были сконцентрированы на линии противостояния, отведены в субботу на 30 километров в глубь территории Грузии, и ситуация в зоне грузино-абхазского конфликта “несколько стабилизировалась”. “Грузинские силовые ведомства выполняют договоренности, связанные с отводом от границы с Абхазией вооруженных формирований”, – отметил он.

В то же время министр внутренних дел Грузии Каха Таргамадзе категорически опроверг распространенные накануне российскими и абхазскими источниками сообщения о скоплении чеченских боевиков в Кодорском ущелье и в Цаленджихском районе. “Эти сообщения лживы, ситуация полностью подконтрольна”, – заявил он “Прайм-Ньюс”. Сообщения же, что в Грузии находится чеченский полевой командир Руслан Гелаев, который якобы собирает своих сторонников и грузинских бойцов для вторжения в Абхазию, он также назвал “лживыми”.

Позже “Прайм-Ньюс” со ссылкой на “достоверный источник в силовых структурах Грузии” сообщило, что руководство дислоцированной в Гудауте российской военной базы получило приказ о приведении объекта в полную боевую готовность. По информации источника, в Сухуми наблюдается рост численности российских военнослужащих, особенно офицеров, которые передвигаются на легковых автомобилях с российскими номерными знаками. Увеличилась и численность людей в военной форме в санатории “MBO PBCH”, в котором открыты дополнительные посты с целью охраны отдыхающих и высокопоставленных военных чиновников. Территория санатория круглосуточно патрулируется, с этой целью выделена бронетехника.

Одновременно до 20 семей российских военнослужащих, отдыхавших в этом санатории, поспешно выехали из Абхазии – а это верный признак того, что вероятность дестабилизации ситуации существует. Кроме того, по словам неназванного источника, население Абхазии и российские военные считают, что в случае вторжения в Абхазию чеченских боевиков, последние в первую очередь изберут объектами своего нападения места дислоцирования российских частей. Объявленная же сухумскими властями мобилизация резервистов вызвала панику среди местного населения.

Итак, на возможность масштабной дестабилизации ситуации в Абхазии указывает слишком многое, чтобы все эти тревожные признаки можно было бы не воспринимать всерьез. Более того, очевидно, что речь идет не о вероятности “спонтанного взрыва”, а о рассчитанной политической провокации с “долгосрочными” целями и весьма серьезными “заказчиками”. А это значит, что риск “неконтролируемого развития” событий в регионе заметно выше, чем это представляется многим.

Вряд ли можно считать случайным тот факт, что ситуацию в зоне конфликта посчитал необходимым прокомментировать президент Грузии Эдуард Шеварднадзе. Выступая по национальному радио, Шеварднадзе подтвердил факт появления на минувшей неделе на грузинской территории вблизи Абхазии многочисленной вооруженной группировки.

Этот инцидент “представлял из себя реальную угрозу провоцирования масштабных боестолкновений”, подчеркнул он. Президент Грузии сообщил, что речь шла о “достаточно многочисленной вооруженной группе”. Он не уточнил, кто именно входил в ее состав, однако не исключил, что среди этих людей “некоторые были с Северного Кавказа”.

Президент заявил, что власти Грузии совместно с абхазским руководством сделали все, чтобы не допустить кровопролития. Шеварднадзе отметил, что он лично несколько раз беседовал с абхазским премьером Анри Джергения. Президент Грузии также подтвердил, что абхазская сторона приняла решение возобновить работу в рамках координационного совета по урегулированию грузино-абхазского конфликта.

Тем не менее Эдуард Шеварднадзе предупредил, что в случае, если переговорный процесс по урегулированию грузино-абхазского конфликта не активизируется, ситуация может выйти из-под контроля. Плюс ко всему, по его словам, грузино-абхазский конфликт в нынешней стадии “представляет из себя бомбу для Грузии, для абхазского народа, а также для соседних народов, проживающих на Северном Кавказе”. Эдуард Шеварднадзе намерен в ближайшем будущем выступить со специальным обращением по “абхазскому вопросу”…

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год