Саясат РАИСОВ (Алматы, специально для “Эхо”)
“Глава Белого дома подчеркнул, что у США и Казахстана много общих интересов, особенно в энергетическом секторе.
Президент США дал высокую оценку и отметил важность участия Астаны в реализации проекта строительства трубопровода Актау-Баку-Джейхан”, – это заявление, которое передали казахские телеканалы 16 февраля этого года, стало несколько неожиданным.
Напомним, что в ходе своей предвыборной кампании Дж.Буш высказал сомнения относительно целесообразности проекта ОЭТ Баку – Джейхан, который был одним из ключевых пунктов в каспийской политике администрации Клинтона.
Тогда слова кандидата-республиканца были списаны на предвыборную риторику, но подобную же точку зрения выразил Абрахам Спенсер, министр энергетики в новой администрации Буша.
Кроме того, в США наметилась активизация деловых и политических кругов, выступающих за снятие санкций в отношении Ирана.
Это – американские нефтекомпании, финансировавшие предвыборную кампанию Буша, и ряд представителей политической элиты, вошедшие в состав новой администрации, в частности вице-президент Дик Чейни.
Многие обозреватели поспешили “похоронить” проект Баку – Джейхан и выражали откровенное недоумение продолжающимися поездками Элизабет Джонс в Казахстан.
Подобную неясность в позиции Вашингтона – продолжающиеся переговоры по турецкому маршруту каспийской нефти и, одновременно, явное движение в сторону Ирана – во многом можно объяснить тем, что США еще не определили своих интересов в данном регионе.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год