По ночам Каспий светится

Д.КАРАКМАЗЛИ

Социально-экологический тренинг-центр, экологическая организация “Хайяджан” и Азербайджанское общество защиты животных провели ночной мониторинг Каспия у азербайджанского побережья. Исследователи обнаружили в Каспии скопище светящихся медуз, которые, по мнению экологов, грозят свести экономику Каспия на нет.

Сейчас, по данным исследователей, уже 60% зоопланктона уничтожено. Световые фонтаны медуз в воде говорят о том, что катастрофа уже наступает. По мнению ученых, Каспию угрожает судьба Арала.

Ночной мониторинг показал, что в прибрежной части численность гребневика на квадратный километр составляет сотни экземпляров – подобной численности не имеет ни один местный вид. Если прожорливого гребневика не остановить, то через 4 – 5 лет Каспий станет мертвым водоемом.

Гребневик был занесен в Каспий из Черного моря. С момента его “прописки” на Каспии смертность тюленей и кильки значительно возросла. Правда, по сравнению с прошлым годом, погибших тюленей меньше. На 9 км – 8 трупов. Но, по мнению специалистов, этот факт сам по себе говорит о том, что численность рыб и тюленей уменьшилась уже и в море.

Удивило экологов то, что нигде им не удалось увидеть чаек. Видимо, гребневик, поедая их корм, воздействует и на птиц. По мнению координатора форума Фикрета Джафарова, необходимо исследовать ситуацию на островах Шаховой косы.

Джафаров напомнил, что гребневик был занесен в Каспий с балластными водами, контроль за которыми не осуществляется в должной мере. По международной конвенции, к которой, кстати, присоединился и Азербайджан, балластные воды не должны забираться кораблями где попало.

Пока же прикаспийские страны, вместо того чтобы попытаться в сотрудничестве помочь Каспию, поглощены политическими спорами. И пока суд да дело, активность гребневика может бесповоротно изменить ситуацию на Каспии.

Вот уже два с лишним года на всех экологических конференциях экологи, и независимые, и “зависимые”, говорят о мониторинге. Но когда же наконец завершится изучение и начнутся действия?

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год