И. Рустамов
Объем некачественной продукции на рынке страны доходит, по словам председателя Союза свободных потребителей (ССП) Эюба Гусейнова, до 70 процентов общего объема реализуемых товаров.
В принципе у общества есть два пути решения этой проблемы. Первый – принятие законов, защищающих права потребителей и, что особенно важно, создание механизма, обеспечивающего эффективное применение этих законов. В нашей стране проблему решили только наполовину.
19 сентября 1995 года и 26 января 2000 года Милли меджлис принял законы “О защите прав потребителей” и “О продовольственных товарах”. Законы сами по себе замечательные, и права потребителей обеспечивают по самому высшему классу. Чего стоит один только пункт 4 статьи 14 закона о правах потребителей. В нем указывается, что “потребитель имеет право на проверку качества, комплектности, меры, веса и цены приобретаемых товаров, демонстрацию безопасного и правильного их использования.
По требованию потребителя продавец обязан предоставить ему контрольно-измерительные приборы, документы о цене товаров. В том случае, когда во время гарантийного срока необходимо определить причины потери качества товара, продавец обязан в трехдневный (со дня получения письменного заявления от потребителя) срок направить этот товар на экспертизу. Экспертиза проводится за счет продавца”.
Хороший закон. Жаль только, применять его трудно. Представьте себе, что потребитель, у которого качество приобретаемого товара вызвало сомнение, обратится к владельцу торговой точки с требованием провести экспертизу товара. Скорее всего, его просто осмеют. Но все же допустим, что потребитель настаивает. В этом случае процесс поиска истины должен перейти в новое качество, в котором могут принять участие и государственные органы.
По оценкам специалистов, сегодня в Азербайджане около 160 организаций, которые наделены в той или иной степени правами контроля и проверки. Немалое число из этих организаций могут проводить проверки на потребительском рынке. Однако напрямую контролировать торговые объекты и в целом потребительский рынок могут такие крупные организации, как Департамент потребительского рынка и услуг при бакинской исполнительной власти и сектор торговли и защиты прав потребителей бывшего Минторга.
Необходимо заметить, что с момента их создания (в 1998 году – сектор и в 1997 году – департамент) эффективность их деятельности на поприще защиты прав потребителя погашалась за счет неустанной борьбы за контроль над этим рынком.
Но вернемся к закону, о котором говорилось выше. За пять лет после его принятия ситуация на потребительском рынке не изменилась. По сути, этот закон без механизма его применения – пустышка.
И все же у проблемы есть решение. И она связана со вторым вариантом. Это усиление роли общественных организаций на потребитльском рынке. В этом случае потребитель сможет, наконец, без помощи всевозможных посредников, опираясь на силу закона, решать свои проблемы.
Например, по мнению председателя ССП Э.Гусейнова, необходимо создать независимую лабораторию, для проведения экспертизы образцов товаров, поступающих на рынок страны, к услугам которой может обратиться каждый обманутый потребитель. Во всех развитых странах мира такие лаборатории есть. В США они есть почти во всех щтатах.
Площадь таких лабораторий, в которых по требованию потребителей проводят экспертизу любых товаров от продовольствия до автомобилей, занимает до 20 га. В России независимая экспертиза ставит свои штамп, подтверждающий качество, на товары, поступающие на рынок.
А в Азербайджане о независимой экспертизе не хотят даже слышать. При этом указывают на то, что есть ведомственные лаборатории, судебно-медицинская экспертиза.
Несколько слов о ведомственных лабораториях. Их имеют, например, предприятия, выпускающие продовольственные товары – маслозаводы, винзаводы, пекарни и т.д. Но лаборатория какого предприятия способна провести объективную экспертизу продукции своего предприятия? Да еще по жалобе покупателя.
В принципе потребитель может добиться экспертизы товара в судебно-медицинской лаборатории. Но и тут не все гладко. Приведем пример. В ССП поступила жалоба от потребителя на продукцию некоей фирмы. Экспертиза выявила, что количество вредных веществ в составе водки превышает допустимые нормы в десятки раз. Компания не согласилась с этим и подала в суд. По решению суда была проведена экспертиза в судебно-медицинской лаборатории. Ее результаты показали, что продукт очень даже хорош и никаких вредных превышающих допустимые нормы примесей в нем не обнаружены.
Естественно, суд принял на веру последние данные, а не те, что представил ССП. А потребитель ушел не солоно хлебавши. ССП же, уверенный в своей правоте, попросил отправить образцы продукции на международную экспертизу. И получил отказ от суда. Теперь ССП “прокачивает” свой протест через всевозможные инстанции, чтобы в соответствии с правилами обратиться в Евросуд.
В ССП накопилось много жалоб от потребителей на некачественные товары. А защитить свои права потребитель, несмотря на принятый закон, не может. Его обманывали и будут обманывать, потому что знают, что деваться потребителю некуда. В настоящее время объективная экспертиза товаров, поступающих на рынок, просто невозможна.
Э.Гусейнов убежден, что в Азербайджане сложилась экспертная мафия, которая сделает все возможное для того, чтобы права потребителей так и оставались иллюзорными, а рынок наполнялся некачественными и наносящими вред здоровью товарами, приносящими сверхприбыли.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год