В Азербайджане дешево можно купить даже африканского слона

Р.БАБАЕВ

Ежедневно в различных концах планеты простые обыватели сплошь и рядом сталкиваются с мошенниками, которые под видом проведения различных розыгрышей с крупными выигрышами или продажи по бросовым ценам ходового товара набивают свои карманы наличностью многочисленных простаков.

Те, в свою очередь, желают сэкономить на второсортных продуктах потребления и не замечают, как становятся персонажами извечной игры под названием “ловля на живца”.

Подобное происходит, в основном, при большом скоплении народа. В течение долгих лет в различных СМИ упоминались так называемые “наперсточники”. Суть действа такова – для того чтобы “поймать на удочку” потенциальную жертву, “мастера-потрошители” устраивают показательные розыгрыши с участием подставных лиц.

Правда, “наперсток” – далеко не единственная форма экспроприации чужих денег. Можно при обмене валюты получить на руки обыкновенную “куклу” из фальшивых купюр. Хотя наверняка умный преступник не пойдет на то, чтобы иметь при себе компрометирующие купюры. Скорее всего он продемонстрирует “клиенту” стодолларовую бумажку, а в последний момент исхитрится и всучит ему десяти-, а то и однодолларовую купюру.

Вполне вероятен и другой метод “приватизации” чужих сбережений. Чтобы убедиться в том, что можно “оказаться в дураках” на ровном месте, не стоит ходить далеко. Приведем простой пример, который можно встретить на привокзальной площади нашей столицы. В редакцию поступил сигнал от молодого человека, который купился на то, что за тысячу манатов попытался приобрести у вокзала бритвенный набор из станка и десяти сменных блоков к нему.

Точнее ему поначалу предлагали приобрести станок за тысячу манатов. Когда же он вскрыл пакет и собрался достать себе один сменный блок, вокруг него выросла толпа из 4-5 подобных же продавцов и он был поставлен в известность о том, что цена всего набора 12 тысяч манатов. В результате мошенники выпотрошили содержимое его карманов и молодой человек отправился домой пешком.

Мы решили провести свое журналистское расследование и отправились на привокзальную площадь. Вскоре мы подошли к месту, где располагались несколько продавцов “желанного” бритвенного набора. Наш фотограф находился немного в стороне и фиксировал нашу “экскурсию” на фотопленку. Мальчик, которому от силы можно было дать лет 12, предложил нам приобрести у него “всего за 1000 манатов бритвенный набор Gilette немецкого производства”. Далее произошел следующий диалог между нами, потенциальными “лопухами”, и “крутым знатоком человеческой психики”.

– Вся пачка стоит тысячу манатов или же запасные части продаются в отдельности?

– Продается вся пачка сразу. Поштучно не продается.

– Один “мамед” стоит одно лезвие или вся пачка?

– Этот станок стоит всего тысячу манатов.

– А если мы вскроем пачку, то сколько должны будем заплатить? (Мы вполне сознательно собирались вскрыть пакетик. Нас стали потихоньку брать в окружение “товарищи” продавца).

– Нет, открывать нельзя. Если открыть, то набор стоит 12 тысяч.

– Так и скажи, что все это удовольствие стоит 12 тысяч.

– По отдельности не продается. По одному “мамеду”. (Сохранена лексика мальчугана).

Тут продавец стал уговаривать нас купить у него набор, говоря, что скинет цену. Он утверждал, что одним “запасником” можно бриться 4-5 раз, что лезвие высшей пробы и так далее. Едва мы отошли, он бросился за нами, на ходу сбрасывая цену. В конце концов мы сговорились за 3 тысячи.

Приобретя бритвенный станок высшей пробы производства Германии, который на самом деле почему-то носил “многообещающее” название Techno-Max и которое было произведено в Китае, но по мексиканской технологии, мы подошли к стоявшим чуть поодаль полицейским и сказали, что на привокзальной площади орудует банда мошенников. В этот момент группа продавцов “доброкачественного бритвенного станка германского производства” бросилась врассыпную.

Полицейский подошел к юному продавцу, который зазевался, не успев сообразить, почему его старшие товарищи спешно ретируются, и нанес ему оплеуху. После этого сотрудник полиции отобрал у него аналогичный нашему станок и растоптал “высококачественный товар” на глазах у зевак.

Полицейские пожаловались на то, что их двое, а людей на привокзальной площади несколько десятков и они не могут уследить за всеми сразу. Хотя мы сомневаемся, что “защитники” правопорядка не действовали с “лжедмитриями” заодно.

P.S. Придя домой, наш корреспондент решил на деле испробовать вышеописываемые продавцом прелести от бритья “немецким” лезвием. Журналист еще долго чертыхался, так как бритва оставляла на лице характерные следы.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год