НУРАНИ
Как сообщает РИА “Новости” со ссылкой на источники в госканцелярии Грузии, секретарь совета национальной безопасности Грузии Нугзар Саджая провел закрытое совещание с руководителями силовых структур Грузии в связи с осложнением ситуации в зоне грузино-абхазского конфликта.
По данным грузинской стороны, 19 августа неопознанный вертолет обстрелял в Кодорском ущелье грузинский пост и высадил десант, в ходе перестрелки с которым был ранен военнослужащий Грузии.
Абхазские сепаратисты свою причастность к инциденту отрицают. Еще за день до закрытого совещания в Тбилиси “председатель службы безопасности” самопровозглашенной “Республики Абхазия” Рауль Хаджимба сделал такое заявление на своей пресс-конференции в Сухуми.
В то же время он сообщил, что “спецслужбы” самопровозглашенной республики еще 17 августа на границе Гульрипшского района Абхазии с Кодорским ущельем обнаружили “базовый лагерь грузинской диверсионной группы”. По его словам, в ходе перестрелки был ранен один абхазский милиционер и убит один человек из состава диверсионной группы.
Спекуляции по поводу действий на территории Абхазии грузинских диверсионных групп звучали и звучат постоянно. Власти Грузии свою причастность к их деятельности неизменно отрицают.
Однако интерес вызывает другое. Конфликт между законным правительством Грузии и абхазскими сепаратистами уже давно считался на постсоветском пространстве “замороженным”. При посредничестве России были заключены соглашения о прекращении огня, ситуацию в зоне конфликта контролируют российские миротворцы, официально считающиеся “голубыми касками СНГ”. Теперь же многие наблюдатели с тревогой констатируют рост напряженности в зоне абхазского конфликта.
Нетрудно заметить, что первые признаки обострения ситуации появились практически синхронно с началом вывода российской военной базы из Гудауты, против чего категорически возражали все те же абхазские сепаратисты.
В свое время Грузия согласилась на российское военное присутствие на своей территории в обмен на “джентльменскую договоренность” с Москвой, что та окажет Тбилиси помощь в решении “абхазского вопроса”. И немаловажную роль в принятии решения о выводе войск сыграло и то обстоятельство, что обещанной помощи от России Грузия так и не дождалась.
Между тем логично предположить, что в Москве считали вполне достаточным поддержание режима прекращения огня. И точно так же не исключено, что теперь, когда Грузия добилась принятия на Стамбульском саммите ОБСЕ решения о выводе со своей территории российских военных баз, определенные круги в России, используя свое влияние на Абхазию, могут попытаться надавить на Грузию, спровоцировав очередное обострение в зоне конфликта.
Безусловно, России сегодня непросто решиться на открытую поддержку сепаратизма в Грузии. Более того, Москве пришлось даже серьезно откорректировать свою позицию по поводу сохранения безвизового режима для жителей контролируемых сепаратистами Южной Осетии и Абхазии, в то время как граждане Грузии, лояльные ее законному правительству, должны были въезжать на территорию России по визам. По последним данным, безвизовый режим при пересечении границы распространен и на Казбегский район Грузии.
По информации агентства CNA, представители паспортно-визовой службы МВД Грузии прибыли в Казбегский район для оформления соответствующих документов в связи с тем, что с ноля часов 23 августа вступает в силу новый порядок пересечения границы через пункт пропуска “Верхний Ларс – Казбеги” для граждан России, постоянно проживающих на территории Северной Осетии, и граждан Грузии, постоянно проживающих на территории Казбегского района. Для этих категорий граждан предусматривается, в частности, возможность осуществлять без виз поездки сроком до 10 дней на территорию сопредельных районов России и Грузии.
Тем не менее признаки масштабной активизации сепаратистов внутри Грузии заметны невооруженным глазом. По сообщению CNA, лидер Аджарии Аслан Абашидзе выступил против функционирования в Тбилиси властей Абхазской Автономной Республики в изгнании. В интервью телекомпании “Аджария” он сказал, что такой параллелизм при ведении переговоров с фактическими властями Абхазии нелогичен, и поэтому мирный процесс не приносит желаемого результата.
В интервью “Прайм-Ньюс” председатель верховного совета Абхазии в изгнании Тамаз Надареишвили заявил, что “личное мнение Аслана Абашидзе совпадает с позицией России и сепаратистов, которые протестуют против функционирования в Тбилиси легитимных властей Абхазии”.
В случае силового решения абхазской проблемы наличие действующих сейчас в Тбилиси абхазских структур обязательно, сказал Надареишвили.
Об опасности возникновения очага сепаратизма в Аджарии в грузинских политических кругах говорят уже давно.
Так что выступление Абашидзе в поддержку абхазских сепаратистов дает повод для самых тревожных предположений. Более того, если учесть, что и в Батуми, столице Аджарии, существует крупная российская военная база, то синхронная активизация и “старого” конфликта в Абхазии, и нового – в Аджарии, как минимум, не исключена.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год