Общественное телевидение – призрак или панацея?

Ш.АББАСОВ

– Призрак общественного телевидения бродит по стране. И пока у нас идут обсуждения и дискуссии по этому поводу, в Грузии и в Армении общественные каналы уже созданы. С чем связан такой большой интерес общественности к этому ТВ? Ответ можно сформулировать так: сегодня наш зритель не получает ни от государственного, ни от частных каналов то, что хотел бы получить. То есть, население хочет влиять на телевидение. Влиять настолько, чтобы оно изменялось по его желанию. Общественное ТВ должно отвечать потребностям зрителя, должен быть общественный контроль над телевидением.

Для того, чтобы рассмотреть этот вопрос более конкретно, нужно прежде всего проследить историю развития ТВ в Азербайджане. Тогда будет легче понять, с чего должно начинаться общественное ТВ и как должны действовать.

Развитие телевидения в республике делится на два периода. Первый период, когда наше ТВ было провинциальным телевидением большого советского государства. Второй – период, когда появилось телевидение суверенного государства.

Основной движущей силой в первый период было техническое развитие телевидения. Что касается второго периода, то это самый существенный этап. У нас появилось телевидение суверенного государства, причем наследовавшее все то, что было в Союзе. Многое из унаследованного было чисто формальным. В том числе – первый указ президента о том, что телерадиокомитет стал телерадиокомпанией. Этот указ во всяком случае в Азербайджане был чисто формальным – никаких серьезных перестановок на ТВ не произошло. Изменения носили в основном субъективный характер. Например, приходил один руководитель и создавал редакции. Следующий руководитель ломал эту систему и создавал студии. В итоге все-таки укрепилось это закостенелое слово – редакция, которое вообще не присуще телевидению.

Со вторым периодом связано и немало положительного в основном начиная с 1993 года, когда в стране произошла экономическая и политическая стабилизация. Именно в этот период появляются первый частный телеканал – ANS, канал BMTI и др.

– А есть ли какие-нибудь пробелы?

– К сожалению, наше телепространство до сих существует без закона о телевидении. По этому поводу было очень много дискуссий. Многие считают, что достаточно и закона о СМИ. Однако практика, особенно проблемы с такими телеканалами, как SARA, ABA, показала, что в стране должен быть принят закон о ТВ. Причем он должен состоять из трех разделов – о государственном, о частном и об общественном ТВ.

Во-вторых, сегодня продолжают действовать три фактора, с которыми связано большинство недостатков нашего телевидения:

1) Провинциализм наших программ. Он берет свое начало с первого периода развития ТВ;

2) Провинциальность. То есть, мы уже имеем телевидение суверенного государства, но еще не действуем в полной мере в этой сфере. У наших каналов, например, нет собкоров за рубежом, не имеется широкого выхода на международный рынок телепродукции и т.д;

3) Криминализация телевидения. Этот процесс проел все структуры ТВ сверху донизу.

Это и есть главные факторы, мешающие нормальному развитию ТВ в стране. Они порождают те недостатки, которыми зрители сегодня недовольны. Эстетические, нравственные и политические нормы и категории в основном не соблюдаются. Отсюда и тот интерес азербайджанского зрителя к общественному ТВ.

– Раньше вы говорили, что государственное ТВ должно сохраниться даже после появления общественного канала…

– Я и сегодня так думаю. Рассмотрим пример России. Ведь там, само государственное ТВ появилось в начале 90-х, как демократическое начало. Об этом нельзя забывать. В РФ было ОРТ, которое называлось первой всесоюзной программой – центральным телевидением. Когда со стороны группы демократов Ельцина было создано гостелевидение России, оно стало локомотивом демократии в этой стране. …Если сегодня мы будем сравнивать наше АзТВ с РТР, то мы проиграем. Проиграем не только потому, что тот канал зарождался как демократическое ТВ. Но еще и потому, что принципы работы российского государственного канала в корне отличаются от наших. Оно более гибкое, современное, политически более четкое, чем наше. С одной стороны, АзТВ – очень верноподданническое телевидение. На самом же деле, там бывают такие оплошности, которые наоборот вредят нашему государству.

– Так нужно государственное ТВ после появления общественного?

– А почему бы и нет. Российский РТР – очень хороший телеканал. Вопрос в другом: с чего мы будем начинать создание общественного канала. Пока все делается верно. Я положительно расцениваю недавний указ президента о создании Совета по прессе, телевидению и Интернету. Но прошло уже больше месяца, а сам совет еще не создан. Создание этого органа должно привести к появлению закона о телевидении, нужно обязательно создать комиссии по выработке модели общественного ТВ. Без этого ничего путного нам создать не удастся.

Очень важно также создание технической базы этого канала. Недавно объявляли о том, что общественное ТВ хотят создать на базе второй программы – АзТВ-2. По этому поводу очень верно выступил наш телекритик Зейнал Мамедли, заявивший, что можно считать, что общественного ТВ у нас не будет. Вторая программа – очень слабый канал. А общественный канал должен начинать на равных условиях с государственным ТВ по технической базе.

– Можно было бы просто сделать гостелевидение таким же интересным, как, например, в России. Зачем же создавать общественное ТВ?

– Сегодня в Азербайджане, не только по вине госструктур, но и при полном попустительстве нашей интеллигенции, да и просто зрителей, у нас практически создался уродливый мутант – наше государственное ТВ. У Герберта Уэлса, есть фантастическое произведение – “Остров доктора Моро”. Этот доктор совершал эксперименты, скрещивая животных с людьми. В конце концов эти монстры съели самого Маро. Сегодня мы на грани той же пропасти – нами создан мутант, который грозит съесть нас самих в нравственно-моральном смысле. Потому что мы все примирились с его существованием. А ведь судьбу АзТВ должны решать не только госструктуры, но и общественность, интеллигенция.

В 1999 году я дал большое интервью “525-й газете”. И в нем я предсказывал то, что сегодня произошло с каналом ABA. Тогда я назвал этот канал “корыстным”. Ведь ABA не просто появилась – она появилась, как чудовищное дите, маленький хищник этого мутанта. Этот хищник полностью растоптал все нравственные устои нашего общества. Эстетический примитивизм был заменен изощренными пошлостями. Причем все это происходило на наших глазах и мы с этим мирились.

– Каковы основные требования к общественному ТВ?

– В какой бы форме телевидение не существовало, оно должно быть профессиональным. И многое здесь зависит от того, кто возглавляет общественное и государственное ТВ. Например, сегодня государственный канал России (РТР) обыгрывает и общественный (ОРТ) и частный (НТВ). Почему? Потому что руководит им Добродеев – профессионал до мозга костей. У нас тоже нужно создать хорошее общественное ТВ. Но нужны условия для его становления. К закону о ТВ, созданию совета и т.д. нужно еще добавить вопрос о том, кто получит акции, контроль за каналом. В данном вопросе должно быть сильно демократическое начало – выборность причем во все его структуры.

– Какие программы должно предлагать общественное ТВ? То есть, чем оно должно отличаться от других каналов?

– Общественное ТВ, в отличие от государственного и частного, создает обществу возможность влиять на его модель. Мы не можем диктовать условия работы частному каналу. Или государственному. В том то и разница, что на общественное ТВ мы сможем влиять. Хотя для этого структура его должна быть демократической во всех отношениях.

– А во что должно превратиться АзТВ после появления общественного?

– По существу, в один из конкурирующих каналов. Мы не совсем верно понимаем функции государственного ТВ. Многие часто обвиняют АзТВ в том, что оно очень часто передает выступления президента страны и т.д. Но это неминуемо. Это происходит во всех странах. У нас – должно быть вдвойне, так как наша страна – в состоянии войны. И государственное ТВ в войне информационной должно быть флагманом.

АзТВ должно больше воспитывать, просвещать население, молодежь. Причем как политически, так нравственно и эстетически. К сожалению, сегодня эта функция забыта. Что же касается общественного канала, то мы сами должны решать, каким оно должно быть.

…Одна из проблем, которую нужно решить для того, чтобы общественное ТВ у нас нормально функционировало – должна быть нормальная телекритика. Ни одна газета в стране не ведет обзор телепрограмм. Никто не хочет головной боли. Когда мы говорим о телекритике, – это прежде всего заказные статьи, которые обливают грязью или книги, которые пишутся на основе справочных материалов. Когда видишь, на каком полиграфическом уровне все это издано, хочется воскликнуть – Бедный Мирза Джалил! Так прекрасно написанный тобою шейх Насрулла сегодня не издается. Когда же мы увидим на полках своих классиков, изданных так же качественно, как эта “мура”.

Кроме того, в нашей стране сегодня невостребованными остались прекрасные специалисты в телевизионной сфере, например, народные артисты Азербайджана Васиф Бабаев и Рафик Гусейнов.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год