Интерпол раскрыл торговлию живым товаром из Азербайджана

Р.ХАЛЕДДИН

После приобретения независимости Азербайджан открыл свое окно в Европу и стал стремительно приобщаться к западной культуре. Однако, усваивая все прогрессивное, мы не заметили, как переняли и пороки демократического общества – наркоманию, проституцию. К сожалению, не все правильно понимают значение предоставленных демократических прав и свобод. Нас давно перестали шокировать эти два слова. А ведь истинная свобода подразумевает повышенную ответственность перед собой и обществом.

Все эти проблемы были подняты в недавнем обращении президента Гейдара Алиева к азербайджанскому народу, где прозвучали призыв не допустить расшатывания моральных устоев нашего общества и предупреждение тем, кто пытается нажиться на бедах, порожденных определенными временными сложностями переходного периода.

Как сообщили “Эхо” в Национальном бюро Интерпола (НЦБ) в Азербайджане, в 1999 году некоторым жителям Насиминского района стали предъявлять счета на крупную сумму денег за международные телефонные переговоры. Удивленные бакинцы обратились с жалобами в производственное объединение “Азтелеком”, согласно которым они не имеют родных и знакомых за рубежом, а потому и говорить им не с кем. “Азтелеком” задался вопросом: “Кто стоит за всем этим?”.

Когда же сумма счетов за эти переговоры перевалила за 20 000 долларов, компания всполошилась. “Азтелеком” обратился за помощью в Интерпол.

Здесь приступили к расследованию факта. В результате проверки, проведенной сотрудниками Интерпола совместно со своими коллегами в Пакистане, было установлено, что все звонки с местных городских телефонов поступали на один и тот же мобильный телефон, принадлежащий гражданину Пакистана Мохаммеду Ямену – менеджеру гостиницы “Парадиз”, расположенной в городе Карачи.

Ямен, ничего не скрывая, поведал пакистанским полицейским о том, что его телефоном пользовались проживающие в гостинице молодые девушки из Азербайджана в возрасте 20 – 22 лет. Там же выяснилось, что говорили девушки с молодым человеком по имени Насими, который, как позже установили, отличался необычайной находчивостью.

Для того чтобы не оплачивать счета дорогостоящих переговоров, Насими взбирался по ночам на телефонный столб, находящийся во дворе его дома, и подключался к телефонным линиям своих соседей, после чего мог часами болтать с девушками. Только за период пребывания девушек в Пакистане Насими наговорил на сумму более 6,5 млн. манатов (около $15 000).

Получив данные на девушек, сотрудники НЦБ Интерпола в Азербайджане быстро установили личности и места проживания этих девушек. Выяснилось, что девушки, оказавшиеся родными сестрами, также проживают в Насиминском районе. Отметим, что имена девушек не разглашаются в интересах следствия.

В ходе расследования было установлено, что семья девушек пользуется в округе дурной славой. А на вопрос интерполовцев о том, где находятся ваши дочери, мать ответила туманно, заявив, что старшая ушла из дома, а другая выскочила замуж. Где они находятся, она также не знала. Однако после ухода сотрудников Интерпола мать кинулась к телефону, чтобы позвонить дочерям и предупредить о том, что их разыскивает полиция.

Интерполовцам не оставалось ничего другого, кроме как ждать. Сестер задержали только в начале июля этого года. Их взяли рано утром, когда они еще спали, и привезли в Интерпол для проведения дознания. После долгого молчания девушки все же рассказали, что после смерти отца и в связи с ухудшением финансового положения семьи мать решила продать их сутенершам, получив предоплату в размере $400. Таким образом, с 1995 года девушки систематически вывозились в ОАЭ и Пакистан для занятия проституцией.

Причем львиную долю денег, заработанных от позорного ремесла, получали сами сутенерши – это составляло примерно 50% от всего заработка. Остальные деньги доставались девушкам, но при этом все расходы, связанные с пребыванием в чужой стране, они производили из собственного кармана.

В ходе дознания выяснилось, что знакомые сестер Насими и некий Эльмир также причастны к торговле живым товаром. В частности, последний занимался тем, что поставлял девушек знакомым сутенершам.

Так, например, была выявлена семейная чета, где жена (гражданка Азербайджана) поставляла девушек, а муж (гражданин Ирана) – владелец туристической фирмы – переправлял девушек, обеспечивая необходимые формальности, и расселял по гостиницам.

По каждому из этих фактов возбуждено уголовное дело, которое в настоящее время расследуется Главным управлением полиции г.Баку. К сожалению, данный случай далеко не единичный. За последнее время в Азербайджане была раскрыта деятельность наскольких преступных групп, действовавших под прикрытием покровителей, использовавших подложные документы.

Отметим, что они вовлекали в свой бизнес в основном девушек из малообеспеченных семей, которых привлекали рассказами о высоких заработках и сказочной жизни. Однако после того, как девушки попадали в ловушку, выбраться оттуда им практически уже не удавалось. Известно, что проституток содержат в тяжелых условиях, отбирают у них документы, подвергают насилию, приучают к наркотикам и так далее. Как это ни печально, зачастую девушек толкают на путь проституции их родные и близкие, как это имело место в данном случае.

…С торговлей живым товаром борются все страны мира. Согласно Конвенции ООН “По пресечению торговли людьми и эксплуатации проституции”, содержание, управление и финансирование публичного дома рассматривается как правонарушение, предусматривающее уголовную ответственность.

Расследование подобных правонарушений проводится по каналам Интерпола – международной организации, координирующей международное полицейское сотрудничество.

НЦБ Интерпола в Азербайджане внесло и свой вклад в эту борьбу. Преступление неотвратимо ведет к наказанию – принцип, который воплощают в жизнь правоохранительные органы. Однако не следует забывать об истоках преступлений. Самый правильный путь борьбы с преступлениями, порожденными пороками общества, – это искоренение этих пороков. Не будьте безразличны к тому, что происходит вокруг. Ведь от нас с вами зависит то, в каком обществе нам предстоит жить.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год